К онлайн-встрече присоединись руководители и сотрудники Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; специалисты, ответственные за взаимодействие с РУМЦ ВО; руководители учебно-методического управления и руководители управлений по воспитательной и социальной работе, другие заинтересованные лица.
С приветственным словом к участникам события обратилась советник заместителя Министра науки и высшего образования РФ Ольги Петровой, директор Координационного центра инклюзивного образования на базе Государственного университета управления Марьяна Соколова:
У нас нет регламентов, по которым мы можем предложить ассистивное сопровождение молодых людей с различными нарушениями. Вузы, придерживающиеся идеологии инклюзии, находят такие ресурсы за счет своих внутренних возможностей. Будет очень интересно послушать о вашем опыте, чтобы в дальнейшем проанализировать его на совете Минобрнауки. Желаю продуктивной работы и очень надеюсь, что, благодаря вебинару, в сети РУМЦ ВО появятся новые практики по сопровождению студентов.
Модератором вебинара выступил проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ Константин Бажин. Он отметил:
Опираясь на тему вебинара, мы преследовали цель – поделиться с вами тем опытом, который имеется в вузах страны по обучению студентов с инвалидностью. Этот опыт мы постарались сформулировать так, чтобы он был прежде всего личностным и предполагал ответы на вопросы, возникающие у конкретного человека, работающего со студентами с инвалидностью разных нозологических групп.
Спикерами Общероссийского вебинара стали представители Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из Вятского государственного университета, Северо-Кавказского федерального университета, Южного федерального университета и представитель Университета Решетнёва - вуза-партнера РУМЦ Тюменского государственного университета.
Директор РУМЦ СКФУ Наталья Борозинец раскрыла основные понятия сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ в вузе. Наталья Михайловна обратила внимание на права и обязанности сотрудников университетов и родителей студентов инвалидностью; рассмотрела нормативные акты, регламентирующие обеспечение сопровождения студентов с инвалидностью в вузе.
В продолжении вебинара специалисты РУМЦ поделились опытом из личной практики по сопровождению обучающихся с инвалидностью.
Константин Сергеевич представил кейс по сопровождению студента ВятГУ, ослепшего в позднем возрасте.
На момент поступления в ВятГУ Наталья не владела Шрифтом Брайля, поэтому нам пришлось выстраивать индивидуальную практику сопровождения и обучения.
На этапе поступления с абитуриентом взаимодействовали тьютор и сотрудник приемной комиссии с соответствующей подготовкой. Перед началом учебного года мы провели серию экспресс-семинаров с преподавателями по адаптированию образовательных программ, предоставили необходимые условия проживания, оборудовали техническими средствами кабинет для самостоятельной работы и комнату в Натальи общежитии.
Особое внимание в Вятском государственном университете уделяют социально-психологической адаптации в вузе.
Мы организовали серию психологических тренингов в учебной группе Натальи, чтобы наладить её взаимоотношения с одногруппниками. Такие мероприятия дали исключительно положительный результат. Если раньше мы прибегали к сопровождению тьютором, то сейчас эту роль выполняют волонтеры из учебной группы Натальи.
Заведующий Сектором инклюзивного образования РУМЦ ЮФУ Мария Родина рассказала об организации сопровождения обучения студента с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Тему продолжила Анна Куликова – проректор по молодежной политике и социально-воспитательной работе Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, представитель вуза-партнера РУМЦ ТюмГУ. Анна Михайловна осветила вопрос сопровождения студента с нарушением опорно-двигательного аппарата с привлечением специалиста по социальной работе. Особое внимание она уделила доступной среде, обеспечивающей комфортное передвижение внутри корпусов и на прилегающих к ним территориям, а также необходимую техническую оснащенность в университете и общежитии.
После выступлений участники онлайн-встречи смогли получить обратную связь по своим кейсам и задать интересующие вопросы.
Подводя итоги вебинара, Константин Бажин обратился к коллегам:
Благодарю за представленные доклады, сформировавшие содержательный диалог! Сегодня мы с вами убедились в том, что обеспечение полноценного сопровождения студента с инвалидностью предполагает несколько важных составляющих.
Вебинар подтолкнул на мысль, что уже следующим летом к нам могут прийти абитуриенты с инвалидностью разных нозологических групп, поэтому важно начать готовиться к приемной кампании уже сейчас. Прогнозируйте, какое количество мест понадобится общежитиях, какие ресурсы и технические средства будут необходимы. За оставшиеся полгода мы можем тщательно подготовиться и с максимальным комфортом обеспечить поступление и обучение будущим студентам.