К участию в вебинаре были приглашены сотрудники вузов – партнёров РУМЦ ВятГУ, а именно: специалисты учебно-методического управления, обеспечивающие организацию учебного процесса, его методическое сопровождение и контроль качества образовательной деятельности, сотрудники УМУ вузов-партнёров, а также профессорско-преподавательский состав.
Просмотр вебинара доступен в офлайн режиме на сайте ВятГУ https://open.vyatsu.ru/event/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-inklyuzivnogo-vysshego-obrazovaniya.
Модератор вебинара «Учебно-методическое обеспечение инклюзивного высшего образования» – Матанцева Татьяна Николаевна, доцент кафедры дефектологии ВятГУ.
Спикеры вебинара:
- Матанцева Татьяна Николаевна, доцент кафедры дефектологии ВятГУ,
- Булдакова Наталья Викторовна, профессор, заведуюший кафедрой педагогики ВятГУ.
В ходе вебинара обсуждались вопросы:
- Нормативно-правовая база учебно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования.
- Содержание учебно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования.
Наибольший интерес участников вебинара вызвал первый обсуждаемый вопрос: «Нормативно-правовая база учебно-методического обеспечения образовательного процесса», так как в основе реализации задач данного направления лежит правовое регулирование инклюзивного образования в вузе.
В связи с этим, стоит отметить, что комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию студентам с особыми образовательными потребностями в условиях высшего образовательного учебного заведения во многом обусловлен оптимальной организацией процесса их учебной деятельности, в частности создания методического обеспечения инклюзивной среды, направленной на успешную адаптацию студентов с особыми образовательными потребностями в учебной деятельности, которая базируется на личностно ориентированных формах, методах обучения, максимально учитывающих их индивидуальные особенности. Однако на современном этапе в обозначенном направлении прослеживаются определенные противоречия: потребности студентов в образовании такого типа, предполагающие использование особых средств обучения, и отсутствие в современной вузовской образовательной практике научно-методического обеспечения, включающего в себя соответствующие методы, формы, способы, приёмы.
В целом, представители вузов-партнеров проявили заинтересованность в обсуждении вопросов учебно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования, поскольку процесс методического сопровождения решает комплекс задач:
1. Создание специальных условий, обеспечивающих получение высшего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Реализацию соответствующих мероприятий, в том числе организационных, включающих разработку локальных нормативных актов, направленных на кадровое обеспечение и подготовку кадров, по работе с обучающимися из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Адаптацию основной профессиональной образовательной программы в зависимости от конкретной нозологии.
4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе вебинара участники получили теоретические и практические знания в области учебно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования, которое является дидактическим средством управления профессиональной подготовкой студентов с инвалидностью и ОВЗ.
По итогам обсуждения спикерами вебинара даны рекомендации по нормативно-правовому и учебно-методическому сопровождению студентов абитуриентов с инвалидностью при обучении в вузе.