Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

ВятГУ провел межрегиональный семинар «Профессиональное самоопределение абитуриентов, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

  • 30 ноября 2017, 11:54
  • Автор: YAKolypaeva
  • Просмотров 3222

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

28 ноября на площадке Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко РУМЦ ВятГУ провел межрегиональный семинар.

В программе межрегионального семинара экспертный совет «Профессиональное самоопределение абитуриентов, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», открытие II Всероссийского конкурса профессионального мастерства будущих педагогов «Открытый урок», мастер-класс «Психодиагностика в профориентации потенциальных абитуриентов, в том числе лиц с инвалидностью и ОВЗ», презентационная площадка «Мир равных возможностей» (презентация дидактических материалов) и др.

В рамках проведения межрегионального семинара «Профессиональное самоопределение абитуриентов, в том числе лиц с инвалидностью и ОВЗ» Чиговская-Назарова Янина Александровна, ректор Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко, кандидат филологических наук, доцент, выступила с приветственным словом и докладом «Роль вуза в построении траекторий профессионального самоопределения абитуриентов».
Башмакова Светлана Борисовна, руководитель РУМЦ ВятГУ, кандидат педагогических наук, доцент, представила участникам экспертного совета основные цели и задачи Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ).
В ходе обсуждения специфики профориентационной работы с потенциальными абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ были заслушаны сообщения Касимовой Светланы Геннадиевны, начальника отдела организации приема и профориентации ВятГУ, кандидата психологических наук, доцента «Формирование профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях профориентационной работы вуза (на примере ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»), Дерюгина Алексея Александровича, директора центра довузовского образования Института дополнительного профессионального образования Удмуртского государственного университета «Использование психодиагностических компьютерных комплексов в профессиональной ориентации абитуриентов – лиц с ОВЗ», Ольхиной Елены Александровны, кандидата психологических наук, доцента Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина «Профориентационная навигация для лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе: опыт Мининского университета», Ипатовой Ирины Витальевны, инструктора по труду МКОУ «ООШ №5 г. Глазова» «Организация профориентационной работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития», Абдуловой Валентины Евгеньевны, старшего воспитателя ГКУСО УР «Глазовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» «Профориентационная работа с детьми-инвалидами в условиях реабилитационного центра».
В работе экспертного совета приняли участие сотрудники Глазовского государственного университета им. В.Г. Короленко, образовательных организаций г. Глазова (школы, СПО), специализированных учреждений, ведущих работу с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Участники экспертного совета отмечали актуальность и значимость проблемы раннего профессионального самоопределения старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ.

  
 
Открывая мастер-класс «Психодиагностика в профориентации потенциальных абитуриентов, в том числе лиц с инвалидностью и ОВЗ»,   Касимова Светлана Геннадиевна (зам. начальника отдела профориентации и работы с абитуриентами  РУМЦ ВятГУ, начальник отдела организации приема и профориентации ВятГУ), обозначила необходимость организации и проведения комплексной профориентационной работы с потенциальными абитуриентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, основным звеном которой является всесторонняя диагностика особенностей профессионального и личностного самоопределения данной категории абитуриентов.
На мастер-классе обсуждались следующие вопросы:
1)       Характеристика и возможности диагностического комплекса «Профориентатор» для работы с старшеклассниками, в том числе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
2) Специфика дистанционного проведения диагностики.
3)  Особенности консультирования лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Раскрывая особенности проведения компьютерного психодиагностического комплекса «Профориентатор», разработанного Центром «Гуманитарные технологии» МГУ на старшеклассниках с инвалидностью и ОВЗ Шарафутдинова Марина Николаевна (специалист по работе с молодежью отдела профориентации и работы с абитуриентами РУМЦ ВятГУ, профконсультант отдела организации приема и профориентации ВятГУ) отметила, что программа позволяет всесторонне диагностировать профессиональные интересы, интеллектуальные способности и личностные особенности старшеклассников, на основании подробного описания выраженных характеристик предлагает широкий спектр современных профессий.
В ходе обсуждения были рассмотрены слагаемые профессионального выбора, современные подходы к проблеме профессиональной диагностики, принципы профдиагностического обследования старшеклассников.
Ведущие мастер-класса предложили подробную презентацию с характеристикой содержательных компонентов профдиагностического теста: профессиональные интересы (техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа риск); способности (вычисления, лексика, эрудиция, зрительная и абстрактная логика, эрудиция); личностные особенности (активность, согласие, новаторство, самоконтроль, эмоциональная стабильность).
На основе анализа конкретных примеров заключений по результатам профдиагностики ведущие рассмотрели структуру заключения: профиль, диаграммы «Профильные классы» и «Компетенции», рекомендуемый список профессий, ЕГЭ, текстовое заключение, рекомендации по развитию (тренинги).
Были обсуждены возможности проведения данного диагностического комплекса с инвалидами различных нозологических групп.  При нарушениях слуха: для старшеклассника необходимо присутствие на диагностике и консультировании сурдопереводчика, при проведении диагностики и консультирования дистанционно возможно общение посредством e-mail. При нарушениях зрения: для старшеклассника необходимо присутствие профконсультанта или сопровождающего для того, чтобы диктовать тестируемому текст заданий. Некоторые части блока «Интеллектуальные особенности» («Лексика», «Зрительная логика», «Внимание») могут быть недоступны старшеклассникам с нарушениями зрения, поэтому в плане рекомендаций по профессиям учитывать можно только блоки «Интересы» и «Личностные особенности». При нарушениях ОПДА: для старшеклассника необходимо присутствие профконсультанта или сопровождающего для того, чтобы отвечать на задания теста со слов респондента.

  
Участниками мастер класса рассмотрены возможности проведения диагностики и консультирования в дистанционной форме. А именно, для прохождения профессионального тестирования дистанционно старшекласснику необходимо отправить на электронный адрес usr12159@vyatsu.ru следующие данные о себе: ФИО; e-mail, телефон; название своего учебного заведения, класс. На указанный старшеклассником e-mail будет отправлена ссылка на тестирование с указанием срока его прохождения. После того, как старшеклассник выполнит тест, результаты будут высланы на его e-mail. Если необходима индивидуальная консультация по результатам, можно позвонить по номеру 8(8332) 74-29-28 или написать на электронный адрес usr12159@vyatsu.ru и задать интересующие вопросы или записаться на личную консультацию к специалисту.
Также подробно рассмотрены этапы консультирования: установление контакта с клиентом; сбор информации, конкретизация запроса; рассказ о структуре теста; анализ и обобщение результатов теста; рекомендации; получение обратной связи, ответы на вопросы.
Каждый из перечисленных этапов ведущими мастер-класса был подробно описан и продемонстрирован на слайдах презентации.
Участие в мастер-классе принимали участие преподаватели кафедры педагогики и психологии ГГПИ им. В.Г. Короленко, практические психологи образовательных организаций г. Глазова. Участники отметили важность и необходимость проведения профессиональной диагностики и качественного консультирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на довузовском этапе выбора профессии.
Конкурс профессионального мастерства будущих педагогов «Открытый урок» объединил студентов педагогических колледжей Удмуртской Республики, Пермского края, Кировской области и Республики Татарстан. Будущие педагоги провели открытые уроки с учениками МБОУ «СОШ №2» г. Глазова.
Кроме того, студенты продемонстрировали умения организовывать коммуникацию с родителями, составлять учебные материалы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также представили на суд жюри социальные видеоролики, посвященные своей профессии. В рамках конкурса дидактических  материалов  «Мир равных возможностей» участники команды презентовали заранее подготовленный  дидактический материал, предназначенный для методического сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тема, цель, содержание дидактического материала, его вид, а также тип ограничений в возможностях здоровья (нозология) определялись командой самостоятельно. На суд жюри были представлены различные тактильные пособия, методическое пособие по артикуляционной гимнастике, театр теней, интерактивные уроки для развития артикуляции, сенсорные фигуры для слабовидящих, материалы для развития дыхания и др. 

Версия для печати