Цель мониторинга: выяснение потенциального спроса на высшее образование среди выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью российских школ, а также на выявление их профессиональных ориентаций (предпочтений в выборе профессии и уровня профессионального образования).
В интернет-анкетировании приняли участие обучающиеся выпускных классов разных типов школ:
- Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому г. Уфа;
- Центр дистанционного обучения детей-инвалидов при ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» г. Йошкар-Ола;
- Бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат Удмуртской Республики «Республиканский лицей-интернат» Завьяловский район, с. Италмас;
- Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксрарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии;
- Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат №68» г. Орска Оренбургской области;
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Центр дистанционного образования детей»;
- Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для глухих детей.
В мониторинге приняло участие 100 потенциальных абитуриентов ВУЗов.
Результаты, полученные при проведении мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, были проанализированы в соответствии со следующими показателями:
- Профессиональные интересы абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
- Степень уверенности абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в том, какую профессию они хотят получить.
- Наиболее важные для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью аргументы по выбору профессии и главные источники информации, помогающие сделать выбор.
- Нуждаемость абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в профориентационных услугах.
- Востребованная форма обучения в вузе абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
- Характер потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при поступлении в вуз.
- Учет ограничений по здоровью при выборе будущей специальности.
По итогам проведенного мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья дан количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональной, муниципальной власти и их территориальных образовательных учреждений. Рекомендации направлены на решение проблемы доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста.