Для планирования профессионального развития необходимо определить цель, составить последовательность конкретных действий и контролировать результат.
Определение цели
Цель вы определили, выбрав направление подготовки и свою будущую профессию – это и есть конечная точка, то, к чему вы должны прийти. Однако в современном мире необходимо обладать не только профессиональными, но и надпрофессиональными навыками (коммуникация; критическое мышление; клиентоориентированность; управление проектами, людьми и собой; наставничество; решение проблем; принятие решений; эмоциональный интеллект и многое другое), развитие которых также может стать одной из целей в процессе получения профессии.
Для осуществления поставленной цели необходимо определить четкие временные рамки: составить индивидуальный план личного и профессионального развития на учебный год и на весь срок обучения в вузе.
Составить такой индивидуальный план профессионального развития студенту с инвалидностью могут помочь тьютор, куратор учебной группы, специалист ресурсного учебно-методического центра по профориентации на основе учебного плана. Куратор группы ознакомит с учебным планом, благодаря чему студент с инвалидностью четко будет представлять какие дисциплины на каком курсе изучаются, по каким дисциплинам предстоят курсовые работы, сроки прохождения практики, что включает государственная итоговая аттестация. Преподаватели в течение учебного года будут знакомить со сроками и требованиями освоения конкретных дисциплин (что такое лекция, практическое занятие и как к ним готовиться, как будет осуществляться контроль знаний студентов с инвалидностью).
Конкретные действия
Итак, мы определили список мероприятий, событий и задач, которые нужно посетить или выполнить для того, чтобы приблизиться к своей цели.
Ежегодно студенты с инвалидностью ВятГУ принимают участие в студенческих олимпиадах, конкурсах курсовых работ, профессионального мастерства («Абилимписк», «Профессиональное завтра» и др.), кафедральных и университетских мероприятиях, международных/всероссийских региональных конференциях и проектах.
Сопровождение и поддержку студента с инвалидностью при реализации плана профессионального развития в ВятГУ осуществляет:
- тьютор/специалист деканата – осуществляет общее сопровождение студента в процессе обучения,
- куратор группы, специалисты РУМЦ оказывают помощь при составлении плана профессионального развития, осуществляют контроль за его реализацией,
- специалисты Психологической службы помогут в процессе адаптации первокурсников, сопровождении личностного роста,
- преподаватели направляют студентов для участия в мероприятиях, проектах, конкурсах, курсах повышения квалификации,
- руководитель практики от университета поможет студенту с инвалидностью определиться с местом прохождения практики, определит требования к прохождению практики и составлению отчета.
- специалисты техподдержки обеспечат сопровождение при работе с сервисами образовательного сайта ВятГУ (личный кабинет студента, корпоративная почта, МУДЛ, ТИМС и др.)
- студенты-волонтеры осуществляют ежедневную помощь.
Контроль
По каждому виду активности необходимо определить конкретные показатели (участник/победитель/призер; участие в конференции/выступление с докладом/доклад с публикацией и др.), по которым можно отслеживать прогресс и при необходимости корректировать маршрут развития.
При этом внешний контроль осуществляет куратор учебной группы/руководитель проекта, а самоконтроль - сам студент.
Результат
Результат – это так называемая отметка о том, что вы как специалист достигли намеченной цели.
Результатом будет ваше портфолио достижений: диплом о высшем образовании, удостоверения о повышении квалификации, грамоты, благодарности, сертификаты и конечно багаж знаний, профессиональных умений и навыков.