Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

«Добиться результата возможно, объединив усилия»: межведомственное взаимодействие – шаг к повышению доступности инклюзивного образования

  • 5 декабря 2024, 15:20
  • Автор: admin
  • Просмотров 245

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

5 декабря РУМЦ ВятГУ провел межведомственный семинар-совещание по актуализации задач и направлений региональных межведомственных комплексных планов мероприятий по повышению доступности СПО и ВО для инвалидов и лиц с ОВЗ в рамках реализации мероприятий, направленных на укрепление межведомственного взаимодействия по вопросам доступности инклюзивного образования

К онлайн-встрече присоединились более 100 человек, представители региональных органов исполнительной власти, служб занятости населения, вузов-партнеров РУМЦ ВятГУ, общественных организаций инвалидов, образовательных организаций Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской Республик, Оренбургской и Кировской областей.

С приветственным словом к участникам обратился проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ Константин Бажин:

Безусловно, когда речь идет о комплексном сопровождении лиц с инвалидностью, каждая из структур на своем уровне делает максимум. При этом мы понимаем, что добиться результата возможно, объединив усилия. Цель сегодняшней встречи – проговорить лучшие практики, заострить проблематику для того, чтобы мы смогли представить эту информацию на предстоящем межведомственном совете в Минобрнауки России.

Директор Педагогического института ВятГУ Галина Симонова отметила значимость семинара-совещания:

Мы работаем на конкретного человека. Наша задача состоит в том, чтобы человек ощущал себя целостной личностью и понимал весь комплекс его поддержки в рамках профессионального образования. Каждый регион имеет свои особенности, подходы, интересные для всего профессионального сообщества. Важно интегрировать наши усилия, чтобы помочь будущим абитуриентам.

В ходе встречи спикеры представили свои доклады по трем направлениям среднего профессионального и высшего инклюзивного образования: профориентация, сопровождение и помощь в трудоустройстве по специальности.

Заместитель министра образования Кировской области Елена Воронкина рассказала, как развивается система профориентационной работы в регионе:

В Кировской области насчитывается 28 коррекционных школ и школ-интернатов, где обучаются порядка 4 тысяч учеников. С 2016 года профориентацию сопровождает базовая профессиональная организация, специалисты которой консультируют, проводят экскурсии на предприятиях, информируют о всех образовательных организациях профессионального и высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Мы ориентируем ребят на востребованные в регионе профессии. С 2024 года реализуем проект «Первая профессия», по окончании которого школьникам выдаются свидетельства о полученной профессии и квалификации, что позволяет ребятам вести профессиональную деятельность.

На сегодняшний день совместно с ВятГУ мы разрабатываем цифровую платформу, где каждый абитуриент сможет понять свою образовательную профессиональную траекторию.

 

Представители Уфимского университета науки и технологий Сергей Ли и Алина Хабирова рассказали о развитии системы профориентации в Республике Башкортостан, представили виды выездных и внутривузовских мероприятий.

  

Вопросы межведомственного взаимодействия в реализации проектной деятельности по социализации молодежи с инвалидностью в Республике Татарстан осветили представители партнерских структур: директор «Республиканской специальной библиотеки для слепых и слабовидящих им. Ш.К. Еникеева» Идрис Хаертдинов, директор окружного учебно-методического центра по обучению инвалидов ПФО Института инклюзивного образования университета управления «ТИСБИ» Мария Иванова и директор казанской школы №172 для детей с ОВЗ Елена Шепынева.

 

Директор Центра инклюзивного обучения ИжГТУ им. М.Т. Калашинкова Юлия Красавина поделилась практикой трудоустройства молодых специалистов с инвалидностью по слуху и опытом сотрудничества вузов с кадровыми службами предприятий Удмуртской Республики:

Нарушение слуха - это одна из самых сложных нозологий в плане трудоустройства. Цель нашей работы – создание комфортного процесса трудоустройства и адаптации.  Мы выявляем пожелания студентов, направляем их в кадровые службы предприятий и устраиваем собеседования. Плюс этой практики в том, что университет берет на себя предварительную работу с документами. За последние несколько лет вузом трудоустроено по специальности 77% наших выпускников.

Специалист отдела методических разработок и повышения квалификации РУМЦ ВятГУ Анастасия Горбушина проанализировала основные положения межведомственного комплексного плана, подробно рассмотрела значимые мероприятия по каждому из трех направлений деятельности инклюзивного образования.

 

Коллега Анастасии Владимировны Нина Ершова представила региональную модель межведомственного взаимодействия по повышению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Рассмотрела ее задачи, принципы, функции, уровни и технологии.

 

В завершении межведомственного семинара-совещания Галина Ивановна обратилась к коллегам:

Мы убедились, что сегодня реализуется огромное количество мероприятий, проектов различных уровней в сфере повышения доступности среднего профессионального и высшего образования.Очень важно, что на этапе профориентации мы привлекаем работодателей и замыкаем этот процесс прохождением производственных практик и трудоустройством по специальности.

Благодарю коллег, которые выступили с докладами и присоединились к нашей встрече! Мы всегда отрыты к взаимодействию во благо доступного образования.

Версия для печати