Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Вопросы доступности высшего образования для инвалидов обсудили на федеральном уровне

  • 22 апреля 2021, 13:25
  • Автор: admin
  • Просмотров 2469

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

22 апреля состоялось Заседание Совета Минобрнауки России по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве

В работе заседания приняли участие более 150 человек: члены Совета, представители Федерального Собрания Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, представители общероссийских общественных организаций инвалидов - «Всероссийское общество глухих», «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», «ВОРДИ» и «Ареопаг» и некоммерческого благотворительного фонда помощи инвалидам «Храбрые русские сердца», представители более 65 вузов России.

ВятГУ на заседании представила команда во главе с проректором по стратегическому развитию и проектной деятельности Константином Бажиным и руководителем ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья университета Светланой Башмаковой.

 

Открыл заседание Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков:

Мы осознаем важность работы с людьми с ограниченными возможностями и прекрасно понимаем роль высшего образования в социализации и адаптации. Первая задача – я прошу обсудить то, что готово в части внесения изменений в законодательство. Вторая важная задача – я попросил бы обстоятельно обсудить вопросы, связанные с совершенствованием деятельности РУМЦ. Время не стоит на месте, мы с вами понимаем, что какие-то задачи мы решили, где-то в полном объеме, какие-то не до конца, но я попрошу обратить на это особое внимание и дать в том числе критическую оценку деятельности РУМЦ с точки зрения того, что необходимо совершенствовать. Достаточно ли ресурсов? Все ли направления актуальные мы охватываем? Насколько эффективно отстроено взаимодействие на горизонтальном уровне между РУМЦами, между РУМЦами и вузами, между РУМЦами и Министерством?

Участники заседания обсудили ход исполнения поручения Президента Российской Федерации о внесении в законодательство изменений по обеспечению возможности получения инвалидами второго среднего профессионального или высшего образования на безвозмездной основе, результаты деятельности по повышению качества и доступности высшего инклюзивного образования в 2020 году и итогах работы сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее − РУМЦ), направления деятельности сети РУМЦ в 2021 году в контексте Долгосрочного плана по внедрению инклюзивного высшего образования в Российской Федерации на период до 2030 года.

О результатах деятельности сети РУМЦ рассказала директор регионального учебно-методического центра на базе Северо-Кавказского федерального университета Наталья Борозинец:

Сеть РУМЦ, созданная в 2016 году, за 5 лет показала очень хорошую динамику влияния на систему инклюзивного образования в высшей школе. Количественный показатели говорят о том, что в сеть РУМЦ входит уже более 500 вузов, но это меньше половины вузов России. Это говорит о том, что вузы-партнеры сети РУМЦ сегодня больше готовы к реализации высшего образования и более привлекательны для молодежи с инвалидностью.

Численность поступивших на обучение в вузы лиц с инвалидностью с каждым годом прирастает и к 2020 году достигает уже 12 единиц. Это хороший показатель. И здесь большую роль сыграли также вузы-партнеры сети РУМЦ.

 

Ресурсный центр Вятского государственного университета с 2016 года входит в ядро сети РУМЦ. В число партнеров РУМЦ ВятГУ входят 29 вузов на территории Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртии, Чувашии, Оренбургской и Кировской области - 19 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, 5 частных образовательных организации высшего образования и 5 филиалов.

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ВятГУ предоставляет социальным партнерам и всем заинтересованным лицам информацию об особенностях получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Сотрудники РУМЦ ВятГУ регулярно проводят консультационные и обучающие мероприятия для вузов-партнеров и всегда готовы ответить на вопросы, связанные с инклюзивным образованием.