Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Стартовал Всероссийский форум инклюзивного высшего образования «Инклюзивная культура: от методологии к "коробочным решениям"»

  • 24 ноября 2022, 17:38
  • Автор: admin
  • Просмотров 2930

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

24 ноября в «Точке кипения» Вятского государственного университета прошло открытие Всероссийского форума инклюзивного высшего образования, который продлится до 25 ноября в гибридном формате: онлайн и офлайн

Всероссийский форум проводится по заданию Министерства науки и высшего образования РФ. Перед российскими Ресурсными учебно-методическими центрами по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, функционирующими на базе 21 вуза, была поставлена задача обобщить передовой опыт и представить новые направления деятельности по обучению и сопровождению инвалидов.

Форум «Инклюзивная культура: от методологии к "коробочным решениям"» стал площадкой для моделирования и проектирования новых направлений инклюзивной практики, обеспечивающих реализацию Межведомственного комплексного плана по сопровождению людей с инвалидностью и ОВЗ.

На открытии с приветственным словом выступил Ректор Вятского государственного университета Валентин Николаевич Пугач:

Мы прошли долгий путь от постановки задач до приобретения уже практического опыта по внедрению инклюзивных технологий в образовательных учреждениях. Сегодня мы можем честно, без излишней официальности поговорить и обсудить, что у нас получилось. К концу завтрашнего дня мы получим понимание, какие готовые коробочные решения мы готовы предложить и нашему учредителю, и нашим партнерам, и нашим коллегам.

 

Гостей Форума также поприветствовали Президент Всероссийского общества слепых Владимир Васильевич Сипкин и Михаил Геннадьевич Осокин, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, директор по региональному развитию. Участие представителей общественных организаций особенно важно для объективной оценки вопросов о потребностях людей с инвалидностью и ОВЗ, которые актуальны сегодня.
На данный момент в российских вузах обучается около 34 000 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы эта цифра выросла, в том числе благодаря успешному функционированию Ресурсных учебно-методических центров, которые обеспечивают методическое и техническое оснащение вузов.

Участниками Форума стали более 650 специалистов по инклюзивному образованию инвалидов в вузе из 48 регионов РФ. 24 ноября в очном формате начали работу 149 представителей ведомственных министерств, сотрудников РУМЦ и вузов-партнёров, органов исполнительной власти регионов РФ, представителей обществ инвалидов и работодателей. Форум объединил всех неравнодушных к проблемам социальной адаптации и профессиональной реабилитации людей с инвалидностью. Все участники проявили активную заинтересованность в продвижении и улучшении инклюзивной культуры в образовательных организациях высшего и профессионального образования – в создании таких условий для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, которые позволили бы им полностью раскрыть свой потенциал.

На Всероссийском форуме в очном формате приняло участие около 170 представителей филиалов РУМЦ, вузов, органов власти, некоммерческих организаций и предпринимателей. Все специалисты заинтересованы в продвижении и улучшении инклюзивной культуры в стенах высших учебных заведений – в создании таких условий для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, которые позволили бы им полностью раскрыть свой потенциал.

Инклюзивная культура, на мой взгляд, –  это многоуровневое понятие. Сюда входит возможность осуществлять свои права наравне со здоровыми гражданами во всех сферах жизни, –

прокомментировала Москалева Светлана Александровна, заместитель начальника отдела анализа, оценки и развития деятельности образовательных организаций Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России,–

Конечно, остаются некоторые проблемы. К примеру, на сегодняшний день они связаны с тем, что в системе появится большое количество инвалидов вследствие военных травм, но система РУМЦ будет готова осуществлять учебно-методическую поддержку вузов, применять адресные меры поддержки, и таким образом, как мы думаем, образование станет билетом в жизнь для многих людей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Всероссийский форум инклюзивного высшего образования стал одним из ключевых мероприятий этого года для всей сети РУМЦ. В Кирове Форум проводиться уже второй раз. Впервые такое мероприятие состоялось 31 октября 2018 года. По словам руководителя РУМЦ ВятГУ Светланы Борисовны Башмаковой, тогда все только начиналась, создавалась система сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования в России. Сегодня команда ведущих специалистов приступила к решению новых целей – проектирование единых подходов к методологии и механизмам реализации инклюзивной культуры в высшем образовании. Интересными находками Форума 2022 в Вятке станут систематизирование и тиражирование накопленного опыта инклюзивного высшего образования через создание «коробочных решений» и запуск работы «Онлайн-магазина» готовых решений для профориентации, обучения, трудоустройства и социально-психологического сопровождения инвалидов в вузе.

24 ноября команда специалистов РУМЦ ВятГУ вместе с коллегами из ведущих российских вузов провела моделирование инклюзивных практик по 6 направлениям сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, в которые входят инклюзивные практики межведомственного взаимодействия, трудоустройства, цифровизации образовательного процесса, организации дополнительного образования, общественной оценки качества оказания инклюзивной помощи, а также волонтерские практики. Главная цель площадок Форума – проектирование новых актуальных направлений развития инклюзии в вузе.

Хотим обратить внимание участников Форума и специалистов в области инклюзивного образования на работу «Магазина «коробочных решений». Это оригинальная разработка РУМЦ ВятГУ для мобильного обмена инклюзивными технологиями, методиками и средствами. «Коробочное решение» – это такой продукт, который можно приобрести, внедрить и использовать на территории своей организации быстро и без привлечения сторонних специалистов. В настоящий момент в «Онлайн-магазине» представлено 72 готовых продуктов, выставленных на виртуальные продажи. -

Светлана Борисовна Башмакова, руководитель РУМЦ ВятГУ.

В течение первого дня Форума прошло несколько сессий, а затем пленарные дискуссии, на которых участники могли задать вопросы и обсудить самые важные аспекты своей работы.

Так, первая панельная дискуссия «Инклюзивная культура в российском вузе: от методологии к "коробочным" решениям» прошла под модерацией проректора по стратегическому развитию и проектной деятельности Вятского государственного университета Константина Сергеевича Бажина. Константин Бажин представил принцип работы онлайн-магазина и отличие «коробочного решения» от любого другого образовательного продукта.

 

25 ноября, в последний день работы, Форум будет посвящен моделированию, питч-сессиям и нетворкингу. Напомним, что события, проходящие в актовом зале «Точки кипения» ВятГУ, транслируются на официальном сайте Форума. Вы также можете следить за обсуждениями в сфере инклюзивной культуры онлайн, присоединившись по ссылке в Teams, которые указаны в программе.