Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обеспеченность студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья доступными средствами обучения и мобильности

  • 14 июля 2017, 10:02
  • Автор: admin
  • Просмотров 3314

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы

По каждой дисциплине учебных планов образовательных программ разработаны УМК, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. Студенты имеют возможность освоения образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.

Для обеспечения доступности объектов и услуг вуза для студентов-инвалидов и маломобильных групп населения в учебных корпусах и общежитиях ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» имеются пандусы, перила, съезды и удобные дверные проёмы, специальная тактильная и звуковая разметка. 

  

  

В университете функционирует управление электронного образования, осуществляющее технологическую поддержку реализации образовательного процесса посредством использования образовательного портала ВятГУ (www.online.do-kirov.ru). Департамент электронного образования осуществляет учебно-методическую работу, внедрение инноваций в области инклюзивного образования в соответствии с приоритетами образовательной политики в РФ и Кировской области.

В электронной библиотеке ВятГУ, которая позволяет в режиме удаленного доступа пользоваться всеми полнотекстовыми ресурсами, размещено 6370 изданий, в том числе 610 периодических. Создано и размещено 20 пакетов электронных образовательных ресурсов, в том числе созданные библиотекой на основе изданий ВятГУ (внутренняя электронная библиотечная система ВятГУ на основе ЭК с полнотекстовыми документами и электронный каталог ВятГУ с полнотекстовыми документами); приобретенные на средства университета (научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - база российских научных журналов, электронная библиотечная система «Университетская библиотека Online» - учебники и научные издания); оплаченные Минобразования и РФФИ (Zentralblatt MATH  - реферативная база по теоретической и прикладной математике издательства Springer, SpringerProtocols - коллекция научных протоколов по различным отраслям знаний, SpringerMaterials – коллекция научных материалов в области физических наук и инжиниринга, журналы издательства Springer, Springer Refereneces - коллекция справочников по различным отраслям знаний, журналы издательства Wiley, журнал Nature издательства Nature Publishing Group); предоставляемые бесплатно правообладателями (электронная библиотечная система "Лань" – коллекции научных и периодических изданий, архивы НЭИКОН: Nature journal Digital archive - архив научного журнала Nature, глубина архива: с 04.11.1869 по 31.12.2011 гг, архвы НЭИКОН: Oxford Journals Archive - архив научных журналов издательства Oxford University Press, глубина доступа с 1 выпуска по 1995 г., архивы НЭИКОН: Science Classic - цифровой архив статей журнала Science, глубина доступа с 1880 по 1996 гг., архивы НЭИКОН: Архив научных журналов издательства Royal Society of Chemistry, глубина доступа с 1841 по 2007 гг., архивы НЭИКОН: American Geophysical Union - цифровой архив журналов издательства Wiley, глубина архива с 1 выпуска по 1996 г., архивы НЭИКОН: Архив научных журналов издательства Cambridge University Press, сводный каталог периодики библиотек России, Polpred.com Обзор СМИ - информационная база данных по отраслям промышленности России и зарубежья). 25 ООП полностью реализуются в дистанционном режиме, а 2 - с частичным использованием дистанционных образовательных технологий; преподаватели имеют возможность сопровождения самостоятельной работы студентов посредством сервисов образовательного портала ВятГУ. В университете с 2007 года успешно функционирует образовательный портал ВятГУ, имеющий европейский знак качества UNIQUE. 

В вузе разработаны локальные нормативные документы, которые регламентируют процедуру текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе для студентов - инвалидов и студентов с ОВЗ.

В ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» созданы условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами - инвалидами. Присутствует доступная среда, достаточная для обеспечения возможности беспрепятственного доступа лицам с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса № 1 - № 21, № 23, № 24, № 25 и общежития № 1 - № 8.

Имеются специально оборудованные учебные аудитории, библиотеки, спортивные объекты, условия охраны здоровья.

Студенты-инвалиды и студенты в ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. По каждой дисциплине учебных планов образовательных программ разработаны УМК, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. На основе индивидуализированного подхода организуется прохождение практики студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. 

В учебных аудиториях организованы рабочие места, оборудованные специальными техническими средствами для студентов с нарушенным слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом:

  

  

В ресурсном учебно-методическом центре имеется переносное оборудование, которое можно использовать в любой аудитории: 

1. специальное оборудование для студентов с нарушением слуха с учетом степени выраженности сенсорного нарушения (коммуникативная система «Диалог, радиокласс  «Сонет-РСМ» РМ-3-1, аудиокласс «Сонет»), 

  

2. специальное оборудование для студентов с нарушением зрения разной степени выраженности (переносной видеоувеличитель, портативный компьютер с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи ElBraille-W 14J G2, специализиованное устройство для чтения «говорящих книг» (тифлофлешплеер), планшет для рельефного рисования, диктофон для записи лекций).  

  

  

В университете создана комплексная информационно-образовательная среда с сервисами, предусматривающими возможность визуального, звукового, тактильного воспроизведения учебной информации (программа экранного доступа и увеличения ZoomText Fusion 11, ПО для создания цифровых говорящих книг в формате DAISY "Easy Converter", программа для создания, хранения и управления текстовыми и голосовыми заметками на тифлоорганайзерах ElBraille и на персональных компьютерах под управлением Microsoft Windows - «ElNotes», Брайлевский редактор «Duxbury BrailleTranslator» (DBT), ElPicsPrint программа для печати тактильной графики на принтерах Index Braille, Принтер Брайля Everest-D V4, устройство для печати тактильной графики PIAF). 

Библиотека университета располагает компьютерным классом и специальным оборудованием, позволяющим лицам с ОВЗ получать необходимую для обучения информацию (портативная информационная система «ИСТОК» А2 со встроенным плеером, стационарный видеоувеличитель, читающая машина Sara, устройство для чтения «говорящих книг» (тифлофлешплеер); имеется учебный класс (ауд. 5-111), позволяющий получать аналогичную информацию в том числе маломобильным группам обучающихся.

Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии:

•    наличие адаптационных модулей;
•    выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией;
•    включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
•    наличие адаптированной программы практики;
•    наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации.

Для подготовки студентов вуза к особенностям инклюзивного обучения в университете реализуются мероприятия по ряду направлений.

Первое направление - с 2012 года в университете активно работает волонтерский центр «ЧИЖ&Ко». В его состав входят студенты, преподаватели, школьники. 345 студентов 16 направлений подготовки фактически еженедельно выезжают в организации и учреждения региона с различными программами, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Студенты приобретают жизненный и профессиональный опыт, формируют систему ценностей, ориентированных на инклюзивное образование на всех уровнях обучения.

Второе направление – организация совместных мероприятий студентов и инвалидов молодого возраста. Например, Первый открытый бал «Времена года» (30 марта 2017) для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Более 100 молодых людей с ограниченными возможностями здоровья встретились на первом в своей жизни балу. Отличительной чертой бала стала его инклюзивная направленность: участие в танцевальных турах инвалиды принимали совместно со студентами ВятГУ. Репетиции танцев, творческие номера позволили студентам и инвалидам молодого возраста действительно понять, что такое инклюзия. 

Третье направление – многоступенчатая подготовка студентов к волонтерской деятельности по сопровождению молодых инвалидов в рамках Национального чемпионата «Абилимпикс». Сначала студенты проходят теоретическое обучение, а затем – практику-стажировку. Это позволяет студентам подготовиться к участию в региональном этапе чемпионата Кировской области и стать волонтерами национального чемпионата. Такой опыт позволяет им овладеть навыками коммуникации с людьми, относящимися к различным нозологическим группам.

Для освоения дисциплины «Физическая культура» ФГБОУ ВО «ВятГУ» устанавливает особый порядок. Имеется Положение о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся, утвержденное приказом ректора Университета от 04.07.2014 № 314. Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.

Часть инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность обучаться с применением дистанционных образовательных технологий. Существующая в данный момент система дистанционного обучения в полной мере позволяет удовлетворить рекомендации Руководства по обеспечению доступности Web-контента (W3C).

Структурные подразделения университета – Педагогический институт, Департамент электронного образования осуществляют научно-учебно-методическую работу, внедрение инноваций в области инклюзивного образования в соответствии с приоритетами образовательной политики в РФ и Кировской области.