Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Новые решения в области трудоустройства особенных выпускников

  • 10 июня 2023, 11:41
  • Автор: admin
  • Просмотров 1869

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

9 июня специалистами ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ВятГУ на базе Марийского государственного университета состоялся круглый стол по вопросам реализации задач и направлений региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве

Проведение выездных мероприятий на территориях вузов-партнеров для РУМЦ ВятГУ стало уже традицией. На таких площадках обсуждаются важные вопросы адаптации студентов с инвалидностью и стратегические задачи по созданию условий их профессионализации. На круглый стол были приглашены должностные лица, представители служб занятости населения, вузов, общественных организаций инвалидов Марий Эл, Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Оренбургской и Кировской областей. Также участниками стали представители работодателей, инвалиды, их родители, а также те, кто в той или иной степени вовлечен в реализацию инклюзивных образовательных практик и заинтересован в их развитии. Всего к обсуждению вопросов присоединилось более 300 человек.

Круглый стол был приурочен к завершению реализации государственных программ сопровождения инвалидов в регионах. Участники подвели итоги проведённой работы, представили свои достижения и наработки, обозначили проблемы. Одной из ключевых тем обсуждения стали новые потребности организации инклюзивного профессионального образования инвалидов молодого возраста в связи с появлением потенциальных абитуриентов с приобретённой инвалидностью в следствие травм, полученных в боевых действиях.

На многие вопросы участников дала ответы в своем докладе руководитель РУМЦ ВятГУ Светлана Башмакова. Она рассказала о новых задачах и направлениях государственной политики в области помощи инвалидам молодого возраста, отражённых в «Межведомственном плане мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц» от 10 апреля 2023 года.

 

Особый отклик и поддержку участников вызвало требование обеспечения взаимодействия вузов и РУМЦ ВО с психолого-медико-педагогическими комиссиями в субъектах Российской Федерации при определении необходимых специальных условий обучения инвалидов и обеспечения прохождения индивидуальных траекторий профессиональной ориентации и профессионализации с учетом нозологии, -

рассказала Светлана Башмакова.

Специалисты профориентационной работы оценили новые подходы к проведению профессиональной ориентации инвалидов, направленные на привлекательность высшего образования. К ним можно отнести такие мероприятия, как «Национальный Фестиваль науки и творчества для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ», конкурсы учебно-исследовательских и проектных работ, предметные и метапредметные олимпиады среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, инклюзивные профориентационные смены во всероссийских детских центрах «Орленок», «Океан», «Смена», международный детский центр «Артек». Обсудили участники и необходимость разработки методики и проведения общероссийского исследования по анализу потребностей и возможностей инвалидов для получения профессионального образования, а также с целью изучения структуры выпуска инвалидов из образовательных организаций в разрезе групп инвалидности.

С явным одобрением участники обсуждения приняли информацию о разработке порядка выдачи образовательного сертификата, предоставляющего право получения высшего образования по программам магистратуры детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветеранам боевых действий, -

сказала Светлана Башмакова.

По итогам обсуждения представителями вузов и специалистами в области трудоустройства инвалидов вместе с руководителем РУМЦ ВятГУ были выделены новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования:

  • разработка и реализация вузовских программ по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и создание центров содействия трудоустройству;
  • реализация программ обучения для кураторов практической подготовки из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью на базе вузов;
  • создание условий (коворкинги) для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью;
  • реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки для выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства.