Очевидно, что чем более подготовленные абитуриенты поступают в университет, тем более интенсивную подготовку они смогут пройти, а значит и более эффективно смогут работать в любых сферах. В связи с этим особое значение приобретают вопросы качества подготовки будущих учителей.
Проведенный аудит подготовки педагогов позволил определить, что в настоящее время в ВятГУ существует несколько центров ответственности за формирование компетенций педагогов.
Это размывает ответственность за конечный результат между различными центрами ответственности. Лишает возможность оперативно вносить коррективы в содержание подготовки студентов – будущих учителей.
Анализ запросов работодателей, требований образовательных стандартов общего и высшего образования, требований профессионального стандарта педагога привел к необходимости запуска с 1 сентября 2018 года проекта модернизации подготовки будущих педагогов «Учитель 2023».
Проект модернизации направлен на усиление практической подготовки студентов-будущих педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к учителю современной школы.
В основе предлагаемого проекта лежит принцип «двух ключей». Держателями «ключей» будут выступать, с одной стороны - дирекция образовательных программ подготовки педагогов, с другой стороны - кафедры университета, обеспечивающие методическую и психолого-педагогическую подготовку студентов.
Дирекция должна выступить центром ответственности за разработку стратегии и проектирование образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование». Задача дирекции – на основе анализа потребностей общества (включая запросы всех участников образовательного процесса) и государства интегрировать запрос на подготовку для Кировской области педагогических кадров нового формата.
Дирекция формализует полученный запрос и задает требования к содержанию образовательной программы. В соответствии с полученными требованиями кафедры разрабатывают образовательные программы. Для определения соответствия созданных программ имеющемуся запросу дирекция организует их аудит с привлечением профессионального экспертного сообщества, а также, возможно, и широкого общественного обсуждения. В ходе диалога согласовываются позиции всех интересантов, что позволяет принять решение о реализации образовательной программы.
Дирекция образовательных программ осуществляет отбор наиболее квалифицированных кадров для работы со студентами, в том числе организуя повышение квалификации (курсы, стажировки в ведущих образовательных центрах страны – гимназия Сколково, IT - лицей КФУ, Сириус и др.).
Важнейшей функцией дирекции является внешний и внутренний аудит учебных материалов и процесса обучения, в том числе экспертами из ведущих вузов и школ страны. Дирекция обеспечивает максимальное приближение учебного процесса к школьному образовательному пространству. Обучение студентов осуществляется в модельных школьных кабинетах по химии, биологии, математике, физике, безопасности жизнедеятельности, начальному и дошкольному образованию, естествознанию и др.
Эффективность реализации образовательной программы будет оцениваться по принципу «двух ключей» с использованием методов независимой оценки качества подготовки:
- демонстрационные экзамены WorldSkills Russia по компетенции «Педагог основного/среднего образования» (для студентов 1-3 курсов);
- срезы уровня подготовленности на основе единых федеральных оценочных материалов (для студентов 4-5 курсов);
- публичные защиты выпускных квалификационных работ.
Роль кафедр на данном этапе ¬¬¬- совместно с дирекцией осуществлять анализ результатов промежуточного и итогового контроля готовности студентов к профессиональной деятельности и при необходимости принимают решение о коррекции образовательной программы.
Таким образом, проект подготовки педагогов предполагает кооперацию университета, работодателей, общественности в целях повышения качества подготовки будущих учителей.
Приглашаем принять участие в обсуждении проекта «Учитель 2023». Команда проекта готова рассмотреть предложения по формату совместной работы как с профильными факультетами ВятГУ, так и с внешними партнерами: министерством образования Кировской области, управлениями образования, школами, учительскими сообществами.
Объявляется конкурсный сбор предложений по замещению позиции руководителя дирекции педагогических образовательных программ ВятГУ. Готовы рассмотреть кандидатуру из числа опытных педагогов, завучей, директоров школ; преподавателей ВятГУ, а также сотрудников других вузов. Ключевые требования: знание проблематики подготовки учителей в вузах + личная убежденность + умение убеждать других + готовность стать проводником изменений.
Предложения, замечания и резюме команда проекта ждет по адресу электронной почты teacher@vyatsu.ru до 10 августа 2018 года.