Проходящий в России мундиаль стал примечателен многими сюрпризами – и не только связанными со спортивными результатами. Футбольные болельщики из разных уголков планеты открыли для себя Россию: оказалось, что по улицам российских городов не ходят медведи, а ушанка не является непременным аксессуаром жителей страны вне зависимости от текущего сезона. Да и вообще россияне в большинстве своем предстали симпатичными людьми, радушными, гостеприимными, лишенными злобы и агрессии.
Откуда же возникают странные стереотипы, и почему они так живучи? Причин, безусловно, несколько – одной из них является образ, создаваемый на страницах произведений литературы и публицистики: ведь сила слова как мощнейшего оружия давно не подлежит никакому сомнению.
«Образ России в зарубежной литературе: между мифом и реальностью» - такой была тема лекции, прочитанной вчера в рамках большого арт-проекта ВятГУ в Ботаническом саду профессором Олегом Поляковым и доцентом Ольгой Поляковой, преподавателями кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения.
Как воспринимался образ России в разные столетия? Почему Россия изображалась то «коллективным варваром», то носителем высочайшей культуры и духовности? Олег Поляков представил интересную литературную ретроспективу, а еще рассказал слушателям о научной дисциплине «имагология» - оказалось, для большинства присутствующих это понятие прозвучало впервые.
Вторая часть лекции – ее прочитала Ольга Полякова – была посвящена современному литературному процессу. Какими предстают Россия и россияне сейчас? Важно, что для анализа были взяты «топовые» произведения – те, что вызывают сегодня наибольший читательский интерес. Традиционно это детективы. «Миллениум» Стига Ларссона, продолжение трилогии знаменитого шведа его соотечественником Давидом Лагеркранцем, романы норвежца Ю Несбё и француза Жана-Кристофа Гранже… Не всегда Россия и русские предстают в привлекательном виде, но ведь и литературные тексты – не истина в последней инстанции; а изображенная в них реальность, прежде всего, художественная. Некоторые «ужасные» описания не вызывают ничего, кроме смеха: что ж, и писателям свойственно пребывание в плену стереотипов.
Никаких суровых вердиктов и предвзятости: вот текст, а вы уж судите сами – такой поход лектора вызвал уважение. А еще рекомендации настоящего профессионала по включению в круг чтения талантливых произведений. Все ли знакомы с романами Халеда Хоссейни? А «Русский дневник» Стейнбека – пусть ему уже много десятилетий – все читали?
Вот такой пищей для ума снабдили вчера участников события филологи ВятГУ. Прочитанная ими лекция стала частью «литературного блока» проекта «Арт-Сад»: он был открыт лекцией профессора Елены Галицких «Чтение как приключение» - интригующее название было полностью оправдано увлекательным и глубоким содержанием выступления высококлассного лектора!
Впереди – новые «литературные события»! 18 июля в 17.00 неподражаемая Ксения Лицарева, декан факультета филологии и медиакоммуникаций, выступит с лекцией «Гений места: тайны жизни и смерти русских писателей» - приобщитесь к ним, это будет захватывающе!
25 июля в 17.00 вас ждет встреча с поэзией: преподаватель кафедры отечественной истории Михаил Лицарев, замечательный знаток литературы и великолепный чтец, подготовил для публики новые сюрпризы.
Становитесь участниками «Арт-Лета», приходите в Ботанический сад ВятГУ и наслаждайтесь пищей для ума: ее для вас приготовили лучшие преподаватели!