Наш университет

В фокусе внимания – психологическая комфортность в сельской школе

  • 14 декабря 2021, 15:23
  • Автор: admin
  • Просмотров 1714

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Ярким событием второго дня Международного педагогического форума «Детство в дискурсе перемен», проходящего в ВятГУ, стала конференция «Формирование психологически комфортной образовательной среды в сельской школе: концепция и модель»

Международный педагогический форум «Детство в дискурсе перемен» продолжает работу. Одним из ключевых событий программы второго дня стала конференция «Формирование психологически комфортной образовательной среды в сельской школе: концепции и модель».

 

Председатель оргкомитета форума Галина Симонова, директор Педагогического института ВятГУ, поделилась размышлениями на обсуждаемую тему. Посыл доктора педагогических наук, доцента Симоновой был таков:

Необходимо думать о том, чтобы сельские школьники имели равные возможности с городскими ребятами, чувствовали себя комфортно, выбирали без ограничений из всего спектра направлений обучения в вузе, техникуме, колледже, профессиональном училище – и там, на новом месте учебы, тоже ощущали уверенность. В этом отношении проблема формирования психологически комфортной среды в сельской школе приобретает особую актуальность.

Галина Ивановна напомнила о глубоком смысле, заложенном в названии форума, применительно к детям из сельской местности. Сегодня там, с одной стороны, сохраняется немало элементов базовых нравственных ценностей и традиций, что создает особый уклад, благоприятно влияющий на ребенка. С другой, особенности времени все-таки берут свое – село не остается в стороне от новейших технологий и осваивается в цифровом пространстве. Галина Симонова подчеркнула:

Нам важно изучать, исследовать эти перемены для того, чтобы вырабатывать оптимальные для детей, в пользу детей, для защиты детей образовательные решения, которые помогут детям чувствовать себя уверенно и комфортно в любой среде, в любой жизненной ситуации, в любом социальном, экономическом, психологическом контексте.

Этим в течение длительного времени занимаются в Педагогическом институте Вятского государственного университета. Одним из признанных авторитетов в профессиональном сообществе считается доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ВятГУ Ольга Коршунова. На конференции она представила доклад, посвященный смыслам психологической комфортности образования и моделям ее формирования в современной сельской школе. Ольга Витальевна сосредоточила внимание на интерпретации психологической комфортности в исследовании; перечислила компоненты психологической комфортности образовательной среды, обозначила основные требования к ней; предложила свое видение результата формирования психологически комфортной среды, назвав основные модели.

Среда должна обеспечивать возможности для развития личности, -

выразила уверенность профессор Коршунова.

С ней солидарна доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, руководитель межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы» Людмила Байбородова.

 

Психологически комфортная среда не только защищает ребенка, но и стимулирует процессы его развития, -

отметила она в ходе выступления, сделанного совместно с Альбиной Кораблевой, проректором Института развития образования Ярославской области.

Спикером на конференции выступила и Наталья Соколова, ректор Института развития образования Кировской области.

Каждая образовательная организация, расположенная в селе, является местом, где многому могут научиться не только школьники. Это своеобразный  центр, объединяющий все население, -

для подтверждения этого тезиса Наталья Вячеславовна привела конкретные примеры сельских школ региона, в которых царит неповторимый дух, сформирована особая атмосфера духовного единения и созидательного творчества учителей, учеников, родителей. Наталья Соколова также представила доклад «Система научно-методического сопровождения образовательных организаций Кировской области в условиях реализации национального проекта «Образование».

 

Спикерами пленарного заседания конференции стали зав. кафедрой методики дошкольного и начального образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Дмитрий Гусев («Модель формирования психологически комфортной среды сельской школы на основе идеи народной культуры и ее средства – народного прикладного творчества»), профессор Томского государственного педагогического университета Елена Сартакова («Сетевое взаимодействие сельских школ как фактор влияния на психологическую комфортность образования в цифровой модели»), исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия Зинаида Ефлова («Сельский учитель как автор и архитектор среды современной сельской школы»).

Вторая часть конференция прошла в формате креативного марафона. Были заслушаны выступления ученых, специалистов-практиков, управленцев. Среди них директор средней школы села Ошлань Кировской области Владимир Зашихин, рассказавший об опыте формирования психологической комфортности в своей образовательной организации. Кроме того, была организована работа нескольких проблемных групп, участники которых обсудили концепты и модели формирования психологически комфортной образовательной среды в сельской школе, а также связанные с реализацией этой деятельности управленческие решения.

Важно подчеркнуть, что участниками конференции стали и студенты педагогических направлений подготовки. Сельские школы Кировской области ждут их – есть уверенность, что молодые учителя приступят к работе, обладая всеми необходимыми компетенциями, в том числе по формированию психологической комфортности. В Педагогическом институте ВятГУ для этого делают все необходимое.

#ВятГУ #МыФормируемБудущее #ПедагогическоеОбразованиеВятГУ #ПодготовкаУчителейВятГУ #СельскаяШколаВятГУ #НаукаВятГУ #Приоритет2030

Версия для печати