«Роль женщины в религиозном инакомыслии в XIX – начале XX в. (на материалах Вятской губернии)» - так называется статья, опубликованная в журнале «Женщина в российском обществе», включенном в международную базу академических публикаций Scopus. Авторами исследования выступили ученые Вятского государственного университета: зав. кафедрой истории и политических наук, доктор исторических наук, профессор Андрей Машковцев и доцент Виктория Машковцева.
Работая над своим диссертационным исследованием в архивах, я то и дело сталкивался с материалом, напрямую не относящимся к изучаемой мною теме, но представляющим значительную научную ценность. Речь идет о роли женщины в религиозном инакомыслии. Эта проблема пересеклась и с научными интересами Виктории – в результате мы решили объединить усилия и рассмотреть историю староверия и сектантства в гендерном аспекте, -
поделился историей замысла Андрей Анатольевич.
Выбранный ракурс позволяет по-новому взглянуть на старообрядчество и сектантство, по истории которых начиная с XVIII века написано огромное количество литературы. Однако на региональном уровне тема религиозного инакомыслия под подобным углом зрения представлена практически не была.
Почему мы объединили староверов, явивших немало примеров настоящего духовного подвига, и представителей сект, некоторые из которых сегодня были бы названы тоталитарными? Дело в том, что политика властей по отношению к ним велась примерно в одном ключе; более того, в архивных делах мы порой видим примеры смешения раскольников и сектантов, -
пояснила Виктория Вячеславовна.
И среди староверов, и среди сектантов большинство чаще всего составляли женщины – и это несмотря на жесточайшие преследования! Более того, во многих случаях именно женщины являлись наиболее решительными и последовательными проповедниками религиозных воззрений.
Старообрядцы всегда отличались приверженностью традиционному укладу. Женщина в их представлении, прежде всего, хранительница домашнего очага, мать и жена. При этом исключительная важность придавалась роли женщины в сохранении духовного опыта и передаче традиций последующим поколениям. Наиболее образованные женщины выполняли священнические функции. На Алтае такие примеры мы можем встретить и сегодня, -
отметила Виктория Машковцева.
Мужество и стойкость старообрядок ничуть не уступают аналогичным качествам их мужей, отцов и сыновей. Известны случаи, когда обязанности сосланных за содержание молелен в Закавказский край и Сибирь мужчин брала на себя женщина: за веру она шла до конца.
Характеры, подобные знаменитой боярыне Морозовой, мы встречаем нередко, знакомясь с материалами архивов, -
подчеркнул Андрей Машковцев.
Совсем другие примеры - крайнего и опасного фанатизма – дает история некоторых сект, действовавших в том числе на территории вятской земли.
Одним из наиболее мрачных религиозных течений явилось скопчество. Оно известно варварской обрядовой практикой, нацеленной на борьбу со страстями, прежде всего с плотским влечением. Скопцы неизменно подвергались преследованию со стороны властей; женщинам-сектанткам были уготованы такие же жесткие наказания, что и мужчинам, -
рассказал Андрей Анатольевич.
Статья кировских историков освещает также такие религиозные течения, как молоканство и баптизм. Авторы делают вывод о том, что роль женщины в религиозном инакомыслии на территории Вятской губернии в XIX – начале XX вв. очень важна. Она стала существенным вкладом в дело сохранения старообрядцами, духовными христианами и баптистами своей конфессиональной самобытности даже в условиях враждебного отношения к ним со стороны местной администрации и официальной церкви.
#ВятГУ #наукаВятГУ