На них был представлен исследовательский проект молодого ученого из ВятГУ Марины Шарафутдиновой «Диагностика потенциальной конкурентоспособности старшеклассников в рамках профориентационного консультирования», разработанный под руководством доктора психологических наук, доцента, профессора кафедры практической психологии Нины Аркадьевны Низовских.
Проект, поддержанный в 2016 году грантом РГНФ и выполненный на кафедре практической психологии Опорного университета, направлен на исследование потенциальной конкурентоспособности старшеклассников и характеризуется как наличием теоретико-методологических и эмпирических разработок, так и ярко выраженной прикладной направленностью.
Марина Шарафутдинова пояснила:
- Уже несколько лет меня интересуют вопросы о том, можно ли еще со школьной скамьи помочь человеку не только задуматься о своей конкурентоспособности на современном рынке труда, но и развить в себе необходимые для этого качества? Какие именно качества нужны современному выпускнику школы, чтобы стать успешным в жизни? Как соотносятся конкурентоспособность и способность кооперироваться с другими? И что считать здесь самым главным?
В исследовании М.Н.Шарафутдиновой потенциальная конкурентоспособность выпускников школы и вуза связывается с их психологической готовностью к управлению, которая трактуется как общая предрасположенность человека управлять собой и другими людьми.
Изучение проблемы психологической готовности к управлению на кафедре практической психологии началось в 2010 году, когда была защищена первая выпускная квалификационная работа и разработан специальный тест-опросник (авторы: М.С.Тюлькин, Н.А.Низовских, О.В.Митина). М.Н.Шарафутдинова подключилась к данной теме в 2013 году, выполнив выпускную квалификационную работу «Критериальная валидность теста психологической готовности к управлению», а в настоящее время подготовила и модифицированный вариант теста-опросника для старшеклассников.
М.Н.Шарафутдинова считает очевидным, что современное образование должно двигаться в направлении развития у молодого поколения комплексных умений, способностей и ценностных ориентаций, а не только передаче «готовых» знаний. Важно, чтобы школьник или студент, обладая определенным набором компетенций, впоследствии мог быть более мобильным в своей профессиональной жизни и адаптироваться к различным условиям деятельности, а также быть готовым к смене профессиональной траектории ввиду постоянно изменяющихся условий рынка труда, чтобы быть более конкурентоспособным специалистом.
Содержание проекта выстроено на основе культурно-исторической теории Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева, концепции потенциальной конкурентоспособности А.Л.Журавлева, Д.В.Ушакова; концепции жизненных принципов в саморазвитии человека Н.А.Низовских, модели компетенций менеджера Л. и С. Спенсеров и др. и включает в себя решение задачи по расширению теоретических представлений о феномене психологической готовности к управлению, апробацию модифицированного теста-опросника ПГУ для старшего школьного возраста, а также презентацию результатов исследования на различных площадках.
Прикладное значение проекта состоит в возможности использовать тест ПГУ в профориентационной работе со старшеклассниками. Тест апробирован на большой выборке старшеклассников г. Кирова и применен в работе отдела приема и профориентации ВятГУ, а также представлен на семинарах для работников сферы инклюзивного образования, организованных на базе Опорного университета.
Представленный в рамках одной из секций Чтений проект Марины Шарафутдиновой вызвал интерес аудитории, в том числе вопрос Марине задала и внучка Л.С.Выготского доктор психологических наук Е.Е.Кравцова.
В 2017 году проект ждет продолжение: перед исследователем стоят задачи дальнейшей разработки теоретических представлений о феномене психологической готовности к управлению, соотнесения данного феномена не только с конкурентоспособностью выпускников, но и с саморегуляцией и самоконтролем поведения, другими личностными качествами, а также использования опросника психологической готовности к управлению в практике профориентационной работы.
На фото - М.Н.Шарафутдинова (слева) и Н.А.Низовских (справа) с правнуком Л.С.Выготского кандидатом психологических наук Львом Геннадьевичем Кравцовым