Сейчас уже трудно представить, как мы обходились без гаджетов: они сопровождают нас в общественном транспорте, аэропорту, в путешествии, да и просто дома – это неудивительно: портативный формат позволяет иметь под рукой огромное количество информации, среди которой – книги. Однако книги эти не простые – электронные, быстро набравшие популярность и ставшие важной приметой времени.
Совершенно естественно, что электронная книга, все более распространяясь в системе социальной коммуникации, привлекла внимание ученых, требуя осмысления теоретических аспектов, связанных с выявлением ее сущностных свойств.
Что есть электронная книга? Насколько соотносима она с традиционной книгой? Можно ли отнести ее к книжной коммуникации? Эти и другие вопросы, связанные с феноменом электронной книги, привлекли внимание доктора педагогических наук, профессора кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ВятГУ Елены Васильевны Динер.
- Елена Васильевна, прежде всего, хотелось бы узнать, почему Вам показалось важным обратиться к изучению электронной книги?
- Это было вызвано профессиональной необходимостью, когда я взялась за разработку электронного учебного пособия по риторике для слушателей курсов повышения квалификации. Чем глубже я погружалась в проблематику учебной электронной коммуникации, тем более очевидной становилась потребность обосновать практические разработки в этой области теоретическими методами. Как оказалось, теорией электронной книги никто не занимался ни в России, ни за рубежом. И это несмотря на «электронный бум», о котором так много говорили в 2010-2014 годах.
Решение написать докторскую диссертацию по этой теме пришло тоже не сразу, но оно укрепилось после первой встречи с моим будущим научными консультантом Ю.Н. Столяровым, который на первом этапе стал моим идейным вдохновителем.
- Итак, что есть электронная книга? Насколько она соотносима с книгой традиционной?
- Электронная книга - это книга, но на другом, электронном, носителе, который придает современной коммуникации очень интересные свойства, определяющие ее специфику. Многие из них противоречат привычному определению книги, поэтому в научной среде до сих пор ведутся споры: относить электронную книгу к книжной системе или нет. Решение этой проблемы глубоко взаимосвязано с историей развития книги как информационного объекта, а точнее, с эволюцией носителя информации. Если мы вспомним клинописные глиняные таблички, книги на пергаменте, берёсте, рукописные книги, то они тоже не вписываются в традиционное представление о книге как продукте редакционно-издательской деятельности. Вот почему применять узкокниговедческие подходы к анализу феномена книги уже нельзя. Перспективным в этом направлении является документологический подход, позволяющий изучить книгу с позиции материального носителя. Применение этого подхода к книге в целом и электронной книге в частности было обосновано в моем исследовании, с этой позиции сформулировано и определение понятия «электронная книга».
- Елена Васильевна, можно ли говорить о преимуществе книги электронной перед книгой традиционной? Если да, то в чем оно заключается?
- Преимуществ множество. Во-первых, наличие в электронной книге поисковой системы, позволяющей оперативно найти нужную информацию, находясь в любой точке планеты. Во-вторых, очевидная экономическая выгода: производство электронных книг гораздо дешевле, чем печатных. Нельзя не отметить и экологические преимущества: при производстве электронных книг отсутствует негативное воздействие на окружающую среду.
- Безусловно, преимущества существенные…
- И это далеко не полный перечень! Добавим к нему мобильность, возможность сопровождения текста звуком и видеоматериалами; интерактивность и гипертекстовость, обусловливающие качественно иной по сравнению с печатной книгой уровень общения автора и читателя; возможность (иногда единственная!) найти редкую или вышедшую из продажи книгу; отсутствие необходимости в переиздании и так далее. Наконец, это комфортность и компактность: в маленькое компьютерное устройство могут вместиться сотни книжных текстов.
- Елена Васильевна, в таком случае следующий вопрос к Вам как к преподавателю. Каким образом преимущества электронной книги могут быть использованы при организации учебного процесса?
- Для учебного процесса эти преимущества, безусловно, особенно важны: ведь с помощью медиатехнологий гораздо проще раскрыть некоторые сложные вопросы, например, показать химические реакции, физические явления, происходящие в природе, рассказать о некоторых биологических проблемах и так далее. Более того, интерактивность процесса обучения в этом случае выходит на качественно другой уровень по сравнению с традиционным учебником. Это и привлекает современного, в первую очередь молодого, читателя.
Содержание электронной книги легко приспособить к индивидуальным особенностям восприятия, поэтому она может быть с успехом использована в инклюзивном образовании, а также в обучении тех, кто территориально удалён от места получения образования.
- В чем еще заключается прикладной характер Вашего исследования? Насколько применимы сделанные Вами выводы на практике?
- В исследовании разработаны основы теории электронной книги, имеющие широкий спектр практического применения. Например, в книгоиздании может быть использован принцип эргономичности, содержание которого раскрывается применительно к электронной книге. Это позволит повысить качество электронного книжного продукта, сформировать критерии его оценки и, в конечном счёте, разграничить электронную книгу и не-книгу. Положения, касающиеся применения аппарата нечёткой логики, могут стать основой разработки государственного стандарта по электронной книге. Результаты исследования могут и должны быть применены в процессе образования бакалавров, магистрантов, аспирантов, обучающихся по направлениям «Издательское дело», «Библиотечная деятельность», «Библиотековедение, библиографоведение, книговедение» и др. Наконец, на основе полученных результатов может строиться дальнейшее изучение различных аспектов электронной книги, скажем, анализ психологических особенностей восприятия электронного текста, специфики взаимодействия читателя с электронной книгой и так далее.
- Елена Васильевна, каковы, на Ваш взгляд, самые перспективные направления в дальнейшей разработке проблематики электронной книги?
- Самым актуальным мне видится исследование, направленное на разграничение электронных объектов, принадлежащих к системе электронной книги, с теми, которые нельзя к ней отнести. С этой целью может быть использован аппарат нечёткой логики. Изучение этих аспектов может привести к закреплению понятия «электронная книга» в государственных стандартах. Однако оно связано с точными математическими вычислениями, поэтому самостоятельно эту проблему мне решить трудно. Над кандидатской диссертацией, посвящённой этой теме, работает сейчас мой аспирант Илья Владимирович Куликов.
Перспективным также является изучение психологических аспектов электронной книги. Их множество, например, интересен вопрос, касающийся развития воображения при чтении электронной книги. В этом направлении уже сделаны первые шаги вместе с моими коллегами.
Вопросы авторского права в отношении электронной коммуникации, проблемы разработки электронных контентов с учётом читательского адреса и целевого назначения, проблемы обеспечения учебного процесса электронными изданиями и многие другие являются сейчас остро актуальными и требуют скорейшего разрешения. Поэтому можно говорить о создании научной школы электронного книговедения на базе ВятГУ, тем более, что нигде в мире этого ещё нет.
- Елена Васильевна, не могу не спросить: как Вы относитесь к книге традиционной, а также к тем, кто любит запах и шелест печатных страниц и не хочет что-то менять в своих предпочтениях – ведь таких людей тоже немало.
- Если бы я стояла перед выбором устройства, с помощью которого мне удобнее читать свои любимые книги, я выбрала бы печатное издание. Поэтому очень хорошо понимаю тех, кто хранит верность книге традиционной. Сейчас и в научном сообществе «улеглись страсти» по поводу исчезновения книги печатной. В среднесрочной перспективе электронная книга заменит традиционную лишь на 15 %. Важно понять, что этот контент должен быть создан в соответствии с традициями книжной культуры, которые необходимо применить к новой электронной среде. А это в настоящее время очень большая проблема. Многие молодые авторы, публикующие свои произведения в Интернете, прибегают к помощи издательских систем-роботов, что, конечно, снижает качество книги. Электронный текст часто небрежно оформлен, изобилует ненужными иллюстрациями, неверно используются кегль и гарнитура шрифта, его цветность. Вот почему многие книголюбы вполне обоснованно критикуют электронную книгу.
Здесь необходимо отметить и то, что современные информационные технологии оперативно учитывают читательские потребности. Например, сейчас можно говорить о гаджетах, способных передавать «запах» книги, звук шелеста страниц. А если иметь в виду, что молодёжь охотнее воспринимает экранный текст, можно сделать вывод о долгосрочной перспективе развития рынка электронных книг.
Вообще о пристрастиях трудно спорить. Мне кажется неважным, какую книгу будут читать наши дети, лишь бы они её читали!
- Елена Васильевна, благодарю Вас за интересный и подробный рассказ о феномене электронной книги. Успехов Вам в дальнейшем его изучении!
Интервью взяла Лада Сыкчина