В России проходит Год педагога и наставника. В Кировской области принята региональная программа, рассчитанная на три года и предусматривающая ряд новых мер поддержки педагогов, в том числе молодых.
2023-й стал особенно значимым и для крупнейшего вуза региона, вектор развития которого в полной мере соответствует общероссийскому тренду. Прием абитуриентов на направление подготовки «Педагогическое образование» теперь осуществляется по новой модели, разработанной совместно со всеми участниками профессионального сообщества.
Педагогический институт ВятГУ готов дать ответ на серьезный вызов времени, продемонстрировать преимущества нового подхода к подготовке высококвалифицированных кадров. Об этом, и не только, рассказал декан-директор по образованию Педагогического института ВятГУ Вячеслав Утёмов.
С выбором будущей профессии Вячеслав Утёмов определился, являясь учащимся кадетского класса средней школы. Именно там он почувствовал вкус к разным активностям, успешно занимался самбо, имел достижения в изучении ряда предметов, прежде всего математики. В 2003 году Вячеслав Утёмов, твердо решив стать учителем математики и информатики, поступил в университет на педагогическое направление подготовки.
Учиться, вспоминает он, было интересно: математика давалась достаточно легко, были хорошие академические результаты. На втором курсе Вячеслав Утёмов попробовал силы в наставничестве. Он стал помогать другим студентам, прежде всего первокурсникам, в освоении премудростей непростой науки – это принесло молодому наставнику опыт решения первых педагогических задач.
Значимым этапом явилась работа во всероссийском детском центре «Орленок», где третьекурсник Вячеслав Утёмов полгода был вожатым. Вячеслав Викторович рассказал:
Этот период дал мне отчетливое понимание: жизнь становится ярче, когда ты работаешь с людьми, чему-то их обучаешь, передаешь опыт. Тогда же мы с коллегой предложили эксперимент - сформировать разновозрастные отряды в одну из смен. Было очень большое желание убедиться в том, что отряд по интересам даст новые возможности: ведь интерес всегда объединяет. Такая смена была организована. В наш отряд, нацеленный на занятие научными исследованиями, пришло около 40 человек: младшему было семь лет, старшему почти семнадцать. Сначала было непривычно, зато к концу смены никто не хотел расставаться. Мы получили столько слов благодарности! Ребята, до этого многократно побывавшие в разных лагерях, говорили: нигде не было так интересно. Это была главная награда, а в целом этот опыт дал мне много для профессионального роста.
Реальная работа с детьми, участие в предметных научных кружках – этим, помимо лекционных и практических занятий, была насыщена студенческая жизнь Вячеслава Утёмова. Будучи старшекурсником, он начал работать в одном из кировских колледжей: преподавал там математику, информатику, физику. Параллельно организовывал работу предметных кружков в школе, занимался внеурочной деятельностью по математике.
По окончании университета Вячеслав Викторович поступил в аспирантуру (его научным руководителем выступил профессор Н.В. Котряхов) и стал сотрудником кировского вуза (там прошел путь от преподавателя до заведующего кафедрой), продолжив работу и в колледже. Талант педагога не оставался незамеченным, а для него самого это было время успешного творчества, в том числе научного.
Мое диссертационное исследование связано с методами научного познания при преподавании математики. Его основой стала задача, но не простая, не традиционная, когда есть готовые условия или предусмотрено только одно решение. Мой интерес, произрастающий из методов научного творчества, связан с тем, что в трех параметрах – условие, решение, способ решения – можно что-то размывать. Ведь в жизни гораздо чаще мы получаем такие задачи, в которых набор параметров, казалось бы, не позволяет приступить к действию. Но мы вынуждены действовать – какие-то условия мы откидываем при принятии решений и, наоборот, дополняем другие, находя необходимую информацию. То же и с решением: оно может строиться не на одном способе, -
пояснил В.В. Утёмов.
В процессе преподавания – приходилось ежегодно вести по 8-9 дисциплин – Вячеслав Утёмов старался использовать открытые задачи, понимая их выраженную практическую ценность.
Постепенно Вячеслав Утёмов стал значимым участником педагогического сообщества региона. Заместитель директора по учебно-методической работе в колледже, сотрудник кировских вузов, автор ряда инновационных образовательных проектов, за которые впоследствии вместе с соавтором Павлом Горевым стал лауреатом Премии Кировской области…
В 2016 году Вячеславу Викторовичу Утёмову было предложено стать деканом факультета педагогики и психологии Вятского государственного университета. Приняв этот вызов, В.В. Утёмов получил еще одну возможность апробировать свои идеи, в том числе внеся значительный вклад в новую модель подготовки учителей.
Собеседник привел пример:
Мы считаем, что ученик должен уметь конструировать знания. Почему? Современная норма жизни каждого – уметь найти решение той задачи, которая только что всплыла и ранее не возникала. Это один из элементов, который мы обсудили в экспертном сообществе и нашли ему применение в структуре подготовки учителей. Этот элемент был апробирован в рамках практики студентов-второкурсников, где они создают собственные проекты, конструируя недостающие знания. Эксперимент подтвердил: знания следует давать на оптимальном уровне, формируя понятие, а после нужно предоставлять возможность с ними действовать, дополнять другими.
Спикер подчеркнул: новая модель подготовки учителей содержит параметры, которые были коллективно осмыслены, апробированы, получили признание среди специалистов.
Студенты, которым предстоит обучаться в Педагогическом институте ВятГУ, получат ряд уникальных возможностей.
Например, мы предлагаем модуль «Междисциплинарные элективы»: на старших курсах студенты попробуют освоить методику смежных дисциплин. Это обогатит педагога. Представьте учителя, который прекрасно знает методику преподавания литературы и в то же время понимает основы преподавания физики. Он становится особенно интересным для школ, где углубленно изучают физику, но при этом ребятам надо осваивать и литературу. Если учитель понимает основной интерес ребенка, он преподнесет и свой предмет соответствующим образом, сделав так, чтобы он не был «пятым колесом в телеге». Такие специалисты очень ценны.
Завершая разговор, Вячеслав Утёмов отметил: в вузе стопроцентно готовы к реализации новой модели подготовки учителей.
Вячеслав Викторович акцентировал:
В Педагогическом институте ВятГУ существует баланс, представлены компетенции разных специалистов. Это и знатоки нормативной базы - действующие эксперты Рособрнадзора, и практики школьной жизни, и специалисты в области методики и дидактики, и те, кто прекрасно разбирается в вопросах воспитания. Все они составляют целостную, опытную, слаженную команду.
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #ЛюдиВятГУ #ПедагогическоеОбразованиеВятГУ #НаукаВятГУ