Подготовка специалистов - энергетиков началась в Кирове в 1955 году, когда был открыт учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного энергетического института (ВЗЭИ). Тогда на I курсе было 4 специальности: электрические машины, электроснабжение, электрические системы, промышленная теплотехника. В 1957 году учебно-консультационный пункт был преобразован в Кировский филиал ВЗЭИ. Огромную роль в организации нового вуза в городе сыграл Генеральный директор Электромашиностроительного завода имени Лепсе А.С. Большев. С 1961 года начат выпуск инженеров по названным специальностям.
В 1963 году на базе Кировского филиала ВЗЭИ организован Кировский заочный политехнический институт. С этого же года ведет свою историю и кафедра «Электрические машины и аппараты». Первым заведующим кафедрой стал Д.И. Гречухин. Затем в разные годы кафедрой руководили В.В. Якимов, В.Т. Караваев, с 1982 года – А.И. Изотов.
С 1967 года по специальности «Электрические машины и аппараты» начат прием студентов на дневное отделение. За несколько десятилетий было подготовлено свыше 1600 инженеров-электромехаников.
В 2007 году кафедре присвоено имя Генерального директора Кировского электромашиностроительного производственного объединения им. Лепсе Александра Саввича Большева, который более 30 лет возглавлял Государственную аттестационную комиссию по специальности «Электромеханика».
С 2011 года кафедра начала подготовку специалистов по уникальному профилю «Электрооборудование автомобилей и тракторов».
Среди наших выпускников:
- генеральный директор АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» Г.А. Мамаев;
- сотрудник аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Н.А. Мартьянов;
- заместитель главного конструктора по гражданской продукции и товарам народного потребления АО «ЛЕПСЕ» Старков Ю.А.;
- доктор технических наук, заведующий кафедрой Электротехники и электроники ВятГУ Красных А.А.;
- декан электротехнического факультета, к.т.н, доцент ВятГУ Фоминых А.А.;
- проректор по образованию ВятГУ Никулин С.В.;
- генеральный директор ЗАО "Агрофирма "Дороничи" Гозман Константин Маркович;
- многие ведущие специалисты крупнейших предприятий Кировской, Нижегородской, Пермской, Свердловской областей, республик Коми, Удмуртии, Марий-Эл.
Все годы своего существования кафедра ЭМА ведет научную работу с предприятиями электротехнической и авиационной промышленности города Кирова (АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»», АО «Электропривод», АО «ВМП АВИТЕК»). Получено более 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Результаты работ внедрены на предприятиях авиационной промышленности и электромашиностроения (более 10 внедрений).
С сентября 2017 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой электрических машин и аппаратов стал к.т.н., доцент Фоминых Антон Анатольевич.
Фоминых Антон Анатольевич окончил Вятский государственный университет в 2009 году по специальности «Электромеханика». С 2007 года работал в ВятГУ на должностях лаборанта, инженера, преподавателя, ассистента. В 2015 году Фоминых А.А. защитил диссертацию по актуальной теме «Оценка влияния твердой смазки на трибохарактеристики узлов скользящего токосъема». В том же году Фоминых А.А. в соавторстве с Изотовым А.И. разработали промышленную технологию изготовления смазывающих щеток методом горячей прессовки и технические условия на их поставку заказчику.
Фоминых Антон Анатольевич активно участвует в научных разработках кафедры электрических машин и аппаратов ВятГУ. В соавторстве с учеными кафедры им опубликовано более 50 научных статей. Принимает активное участие в решении технических проблем на предприятиях Кировской области и за её пределами.
Основные направления научной работы.
На кафедре при активном участии студентов проводятся работы по нескольким перспективным направлениям:
- повышение качества двигателей для электроинструмента;
- повышение надежности систем скользящего токосъема;
- разработка полупроводниковых и гибридных коммутационных аппаратов, блоков питания и стабилизаторов;
- создание двигателей для управляемого электропривода;
- разработка вентильных электродвигателей для авиационного и наземного транспорта и предприятий нефтегазовой промышленности;
- создание компьютерных моделей электрических машин и трансформаторов для исследования их работы в управляемых электроприводах.