Подготовка специалистов - энергетиков началась в Кирове в 1955 году, когда был открыт учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного энергетического института (ВЗЭИ). Тогда на I курсе было 4 специальности: электрические машины, электроснабжение, электрические системы, промышленная теплотехника. В 1957 году учебно-консультационный пункт был преобразован в Кировский филиал ВЗЭИ. Огромную роль в организации нового вуза в городе сыграл Генеральный директор Электромашиностроительного завода имени Лепсе А.С. Большев. С 1961 года начат выпуск инженеров по названным специальностям.
В 1963 году на базе Кировского филиала ВЗЭИ организован Кировский заочный политехнический институт. С этого же года ведет свою историю и кафедра «Электрические машины и аппараты». Первым заведующим кафедрой стал Д.И. Гречухин. Затем в разные годы кафедрой руководили В.В. Якимов, В.Т. Караваев, с 1982 года – А.И. Изотов.
С 1967 года по специальности «Электрические машины и аппараты» начат прием студентов на дневное отделение. За несколько десятилетий было подготовлено свыше 1600 инженеров-электромехаников.
В 2007 году кафедре присвоено имя Генерального директора Кировского электромашиностроительного производственного объединения им. Лепсе Александра Саввича Большева, который более 30 лет возглавлял Государственную аттестационную комиссию по специальности «Электромеханика».
С 2011 года кафедра начала подготовку специалистов по уникальному профилю «Электрооборудование автомобилей и тракторов».
Среди наших выпускников:
- генеральный директор АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» Г.А. Мамаев;
- сотрудник аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Н.А. Мартьянов;
- заместитель главного конструктора по гражданской продукции и товарам народного потребления АО «ЛЕПСЕ» Старков Ю.А.;
- доктор технических наук, заведующий кафедрой Электротехники и электроники ВятГУ Красных А.А.;
- декан электротехнического факультета, к.т.н, доцент ВятГУ Фоминых А.А.;
- проректор по образованию ВятГУ Никулин С.В.;
- генеральный директор ЗАО "Агрофирма "Дороничи" Гозман Константин Маркович;
- многие ведущие специалисты крупнейших предприятий Кировской, Нижегородской, Пермской, Свердловской областей, республик Коми, Удмуртии, Марий-Эл.
Все годы своего существования кафедра ЭМА ведет научную работу с предприятиями электротехнической и авиационной промышленности города Кирова (АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»», АО «Электропривод», АО «ВМП АВИТЕК»). Получено более 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Результаты работ внедрены на предприятиях авиационной промышленности и электромашиностроения (более 10 внедрений).
С сентября 2017 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой электрических машин и аппаратов стал к.т.н., доцент Фоминых Антон Анатольевич.
Фоминых Антон Анатольевич окончил Вятский государственный университет в 2009 году по специальности «Электромеханика». С 2007 года работал в ВятГУ на должностях лаборанта, инженера, преподавателя, ассистента. В 2015 году Фоминых А.А. защитил диссертацию по актуальной теме «Оценка влияния твердой смазки на трибохарактеристики узлов скользящего токосъема». В том же году Фоминых А.А. в соавторстве с Изотовым А.И. разработали промышленную технологию изготовления смазывающих щеток методом горячей прессовки и технические условия на их поставку заказчику.
Фоминых Антон Анатольевич активно участвует в научных разработках кафедры электрических машин и аппаратов ВятГУ. В соавторстве с учеными кафедры им опубликовано более 50 научных статей. Принимает активное участие в решении технических проблем на предприятиях Кировской области и за её пределами.
В 2021 году Фоминых А.А. избран на должность декана Электротехнического факультета. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой назначен к.т.н. Тимошенко Вячеслав Николаевич.
Основные направления научной работы.
На кафедре при активном участии студентов проводятся работы по нескольким перспективным направлениям:
- повышение качества двигателей для электроинструмента;
- повышение надежности систем скользящего токосъема;
- разработка полупроводниковых и гибридных коммутационных аппаратов, блоков питания и стабилизаторов;
- создание двигателей для управляемого электропривода;
- разработка вентильных электродвигателей для авиационного и наземного транспорта и предприятий нефтегазовой промышленности;
- создание компьютерных моделей электрических машин и трансформаторов для исследования их работы в управляемых электроприводах.