Кафедра Электрических машин и аппаратов является одной из старейших в Вятском государственном университете. Для подготовки специалистов электротехнического профиля для электромашиностроительного завода им.Лепсе в 1955 году начал деятельность по созданию политехнического института А.С.Большев, который руководил предприятием. С 1955 года в Кирове работала предметная комиссия электрических машин, аппаратов и привода. Для чтения лекций и других занятий были привлечены лучшие специалисты кировских предприятий: А.П. Алексеев, главный инженер КЭМПО им.Лепсе, Л.Н. Негодяев, начальник ОКБ, В.Н. Хлыбов, начальник отдела надежности, А.А.Шибанов, конструктор, впоследствии декан ЭТФ, В.П.Голубков, ведущий конструктор, В.К.Беляков, начальник одного из цехов, В.И.Чупраков, заместитель главного энергетика, и другие. Единственным штатным преподавателем был В.В. Якимов, молодой специалист, окончивший МЭИ. Им были оборудованы первые лаборатории кафедры. Лекции по электрооборудованию самолетов читал сам Александр Саввич Большев. С 1961 по 1984 год А.С.Большев был председателем ГЭК по специальности «Электрические машины и аппараты».
В.В. Якимов со студентами на лабораторной по спецкурсу ЭМ
С 1961 года начался регулярный ежегодный выпуск инженеров. Выпускники стали главными специалистами, организаторами производства практически всех предприятий области. Кафедра «Электрические машины и аппараты» была образована в 1963 году, одновременно с организацией электротехнического факультета. Первым заведующим кафедры и одновременно деканом электротехнического факультета был назначен В.В. Якимов. Перед кафедрой стояла задача обеспечить обучение студентов по многим дисциплинам, в то время некоторым преподавателям приходилось читать одновременно до семи лекционных курсов. В это время на кафедру ЭМА были приглашены молодые инженеры и опытные специалисты: В.А.Головенкин, В.Т.Караваев, В.Б.Корнилов, А.А.Шибанов, позднее – доцент Д.И.Гречухин, В.Н.Кузнецов, В.И.Смирнов.
Заведующими кафедры ЭМА в разные годы были В.В.Якимов, Д.И.Гречухин, В.Т.Караваев, А.И.Изотов. В 2007 году кафедре было присвоено звание кафедра Электрических машин и аппаратов имени Большева Александра Савича, Героя Социалистического Труда, Почетного гражданина города Кирова.
Изотов Анатолий Иванович, заслуженный работник Высшей школы, канд. техн. наук, доцент. Анатолий Иванович трудовую деятельность начал в 1962 году после окончания Омского института ж.д транспорта по направлению института работал помощником машиниста тепловоза. Затем мастером по ремонту тепловозов и после получения прав управления тепловозом и электровозом - заместителем начальника локомотивного ДЕПО станции Аскиз Восточно-Сибирской железной дороги.
С 1967 года работает в Кировском заочном политехническом институте, ныне Вятский государственный университет, старшим преподавателем, доцентом. С 1975 по 1978 г. работал зам. декана ЭТФ. С 1982 года по настоящее время работает заведующим кафедры «Электрические машины и аппараты». В 2011 году Президентом РФ Изотову А.И. присвоено звание заслуженного работника Высшей школы.
Научная работа Изотова И.А. носит инновационный характер и направлена на решение сложных технических проблем, возникающих у предприятий города. С 1978 года по настоящее время он является руководителем хоздоговорных работ. Им открыто новое направление в электромеханике – снижение износа щеток, коллекторов и контактных колец в машинах постоянного и переменного тока общепромышленного и авиационного исполнения (работающих в высотных условиях в сочетании с плюсовыми и минусовыми температурами) за счет нанесения нанопленок, образованных смазывающими щетками, выполненными на основе дисульфида молибдена. Под его руководством разработана промышленная технология изготовления нового материала для смазывающих щеток и начато его производство. Проведены промышленные испытания на коллекторных машинах переменного и постоянного тока на ОАО «Лепсе». В настоящее время ведутся работы по внедрению смазывающих щеток в серийное производство на угловых шлифовальных машинах.
Изотовым А.И. получено 7 патентов, 6 актов внедрения разработок в промышленность с реальным экономических эффектом (последний акт внедрения получен в 2006 году от ОАО «Лепсе» с реальным экономическим эффектом 2,7 млн. рублей).По результатам научной работы опубликовано 146 научных статей. За последние 5 лет сделано 7 докладов на международных конференциях.
Изотов А.И. активно привлекает к научной работе студентов. Темы его дипломных проектов связаны с тематикой предприятий города. По результатам научных исследований, совместно со студентами за последние 5 лет опубликовано 16 научных статей. Исследования проводимые при дипломном проектировании легли в основу кандидатских диссертаций 5-и аспирантов, двое из которых успешно защитились.
История развития х/д и г/б НИР
Научные исследования на кафедре «Электрические машины и аппараты» начались с 1965 года с первой на ЭТФ хоздоговорной работы по ускоренным испытаниям электрических машин.
- Повышение параметрической надежности асинхронных тахогенераторов (1971 – 1978). Работы проводились в рамках договора о научно-техническом содружестве с Кировским филиалом агрегатного завода (ныне ОАО «Электропривод»). Руководитель – В.В. Якимов. За время проведения работы получен 1 патент и 2 акта о внедрении результатов исследований.
- Разработка и создание высокоэкономичных нагрузочных устройств для испытания электрических машин (1981 – 1993). Работы велись по договору о научно-техническом сотрудничестве с ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»». Руководители – В.В. Якимов. В.А. Головенкин. За время проведения научно-исследовательских работ получено 12 патентов и авторских свидетельств и 3 акта о внедрении результатов работ.
- Повышение коммутационной надежности коллекторных машин постоянного и переменного тока путем применения нанотехнологий. Работы ведутся с 1978 года: 1978 – 1996 – КФАЗ, с 1997 года – ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»». Руководитель А.И. Изотов. Исследования активно продолжаются. За время проведения научной работы получено 10 авторских свидетельств и патентов и 6 актов внедрения результатов научных работ.
- Проектирование специальных вентильных двигателей для летательных аппаратов и предприятий нефтегазовой промышленности. Работы ведутся на ОАО «Электропривод» с 1976 года при участии преподавателей-совместителей кафедры. Руководители – В.Ф. Шалагинов, Е.В. Волокитина. Только за последние 3 года ими получено 2 патента на изобретения.
- Исследование и проектирование асинхронных двигателей для энергосберегающих частотно-управляемых электроприводов. Работы ведутся с 2003 года. Руководители – В.Я. Беспалов, А.В. Шестаков. В настоящее время подана заявка на государственную регистрацию авторских прав на программу для ЭВМ.
При подготовке текста использовались материалы книги В.И.Шишкин «ВятГТУ: страницы биографии», Киров, 1998г.
Фотоальбом