Как известно, в Вятском государственном университете приступили к реализации новой модели педагогического образования. Уже в 2023 году абитуриентам направления подготовки «Педагогическое образование» будет доступен широкий выбор сочетаний возможных профилей: вместо 12 их станет 100. Это ни в коем случае не исключает традиционной возможности стать, допустим, учителем русского языка и литературы или математики и информатики. Речь идет о дополнительных вариантах, существенном расширении спектра возможных комбинаций с учетом запросов образовательных организаций и интересов самого абитуриента. Более того, в течение первых двух лет обучения в вузе студент сможет убедиться в правильности принятого решения и в случае необходимости осознанно изменить выбор одного или обоих профилей подготовки.
Однако этим новшества не исчерпываются. Суть предлагаемой в ВятГУ, одном из лидеров педагогического образования страны, модели гораздо глубже. Изменения коснутся и каждого из профилей направления подготовки «Педагогическое образование», предметно-методические модули наполнятся актуальным содержанием. Ведь сегодня будущих педагогов нельзя учить по-старому: современная школа претерпевает динамичные изменения, а нынешние дети не похожи на своих вчерашних сверстников. Поэтому именно в школы и другие образовательные организации обращаются педагоги и методисты-предметники ВятГУ за актуальным запросом. И именно под него, с учетом всех аспектов и деталей, в Педагогическом институте ВятГУ формируются образовательные программы.
29 ноября – 2 декабря на базе детского загородного лагеря «Сосновый бор» состоялась выездная методическая школа Педагогического института ВятГУ, участие в которой приняло более 50 человек. Среди них руководители образовательных траекторий по всем профилям педагогического образования вуза, директора образовательных организаций региона - как профильных ресурсных центров (ВГГ, КФМЛ, ЛЕН), так и сельских школ. В состав команды выездной методической школы вошли представители Института развития образования Кировской области и Центра дистанционного образования детей. Важно отметить, что, помимо методистов-предметников, Вятский государственный университет подключил к проектной работе специалистов самых разных структурных подразделений, а в число экспертов вошли проректор по образованию Сергей Никулин и проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности Константин Бажин.
Четыре дня тренингов, лекций и консультаций, работы в проектных группах, а до этого – широкое обсуждение предметно-методических блоков с коллегами на кафедрах и факультетах… В итоге каждый методист-предметник представил свой подход к образовательной программе, обозначил ключевые акценты и аргументировал необходимость тех или иных изменений - принципиально важно, что экспертами выступили не только коллеги по вузу, а совершенно разные участники профессионального сообщества. Широкий круг адресатов обеспечил высокое качество обратной связи.
Еще об одной значимой составляющей программы мероприятия рассказала Галина Симонова, директор Педагогического института ВятГУ, руководитель дирекции педагогического образования вуза:
Мы также пытались соотнести содержание каждого предметно-методического модуля с комплексом других знаний, важных для любого педагога. Это дисциплины психолого-педагогического цикла, дисциплины блока «Здоровьесбережение», дисциплина «Философия», вопросы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, все педагогические практики. В рамках групповой работы с модераторами велось обсуждение смыслов и логики развития этих дисциплин – далее состоялась презентация результатов проделанной работы большому количеству экспертов: специалистам ИРО, директорам школ, учителям, проректорам ВятГУ.
Это был очень важный момент, связанный с формированием целостного представления о программе подготовки педагогов. Мы добились определенных успехов: коллеги четко увидели, как, например, дисциплины психолого-педагогического блока работают на преподавание предмета и методики преподавания.
Галина Ивановна напомнила, что выпускнику Педагогического института предстоит быть учителем по предмету/предметам, одновременно выполняющим функции классного руководителя и обладающим навыками работы с родителями школьников. Все эти разные профессиональные компетенции должны взаимодополнять друг друга, обеспечивая целостность подготовки учителя. Эти простые и понятные тезисы сформулированы не сегодня; но сегодня они нуждаются в переосмыслении, как нуждаются в «пересборке» образовательные программы – такая работа активно ведется в рамках новой модели педагогического образования Вятского государственного университета.
#ВятГУ #ПедагогическоеОбразованиеВятГУ #НоваяМодельПедобразования