Интернет-газета

Юрий Назаров: «Дизайн – это престиж страны»

  • 20 февраля 2021, 13:39
  • Автор: admin
  • Просмотров 3032

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Свежие и новые темы наполняют пространство города благодаря просветительскому проекту ВятГУ «Лекций в Политехническом»

18 февраля в Точке кипения для онлайн-аудитории и немногочисленных оффлайн-слушателей с лекцией на тему «Национальная политика в области дизайна» выступил почетный президент Союза дизайнеров России, президент Национального института дизайна, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, человек, «по-настоящему больной дизайном» уже более полувека, Юрий Вдадимирович Назаров. Его участие в проекте стало возможным благодаря партнерским отношениям ВятГУ с ВТПП и Кировским отделением Союза дизайнеров России.

 

Свою встречу именитый дизайнер начал с исторического экскурса.

– Начиналось все давно, в 20-х годах прошлого века, когда дизайн как отдельное направление интеллектуальной деятельности начал зарождаться в СССР. Звёздное время советского/российского дизайна отмечено множеством достижений: новое направление конструктивизма, подхваченное всем миром, формирование авангардной школы, а главное – поддержка дизайна государством.

Что из себя представляет национальная политика в области дизайна? Прежде всего, это комплекс политических, экономических и организационных мер, направленных на развитие отечественного дизайна.

– История России и национальная политика в области дизайна синхронизированы. Уже в 1920-х годах государство думало о таком виде творчества, как художественное конструирование. Это дало уникальную возможность талантливым профессорам ВХУТЕМАСа (комплексный архитектурно-художественный вуз эпохи авангарда) заложить основы отечественного дизайн-образования, –

комментирует Юрий Назаров.

 

В 1920-м году по декрету Ленина образовался ВХУТЕМАС. Несмотря на трудности и ограничения, захлестнувших страну (голод, интервенция, безработица), государством были выделены средства и ресурсы, чтобы основать первую школу дизайна в СССР. После второй мировой войны государство восстанавливало дизайнерское образование. Чуть позже, в 1962 году, в СССР вышло первое постановление «О внедрении методов художественного конструирования в производство промышленной продукции», подписанное председателем правительства А.Н. Косыгиным. Благодаря этому постановлению, наша страна получила возможность создать уникальное научное учреждение – научно-исследовательский институт технической эстетики с 9 филиалами по всему СССР: от Вильнюса до Хабаровска.

Конец 1960-х – начало 1970-х годов стал выдающимся в эпохе советского дизайна. Мировая общественность, признавая заслуги СССР, содействовала избранию Юрия Соловьева президентом Международного Союза дизайнеров в 1974 году.

Первая трансформация дизайна произошла в 1980-х годах в связи с бурным ростом инициатив рыночного характера. И тогда правительство поддерживало это направление. Яркий пример этому – сдержанное М.С. Горбачевым обещание построить самый лучший научно-технический центр в Тольятти «АвтоВАЗ», который стал одним из крупнейших производителей легковых автомобилей.

 

Следующий шаг был сделан правительством в 1987 году. Николай Иванович Рыжков подписал постановление о создании союза дизайнеров в СССР. На него реально были выделены средства и установлены налог льготы для предприятий молодого творческого союза.

5 декабря 1991 года образовался уже Союз дизайнеров России. Вместе с его организацией появились первые непонимания со стороны государства, которые продолжаются до сих пор.

– В конце 80-х-начале 90-х в стране обострились все кризисные явления, назревала катастрофа. Но политики в тот момент даже не представляли, что дизайн можно использовать для решения актуальных государственных проблем, –

считает Юрий Назаров.

Сейчас дизайнерское сообщество находится в стагнации…

– Есть слова, но нет движений.. Нужны огромные инвестиции, но правительство не оказывает прямой финансовой поддержки дизайну. В отсутствии государственной политики, направленной на стимулирование опережающего роста сектора дизайнерских услуг, совершенно очевидно, что его ждет дальнейшая стагнация и снижение удельного веса в ВВП страны. Каждый регион, каждый вуз стремится сам развивать эту сферу. Дизайн – это сектор интеллектуальных услуг, это престиж страны. А без поддержки сферы сектора интеллектуальных услуг, можно будет попрощаться с идеей модернизации экономики России, –

отмечает автор дизайнер.

Более 60% российского рынка контролируется международными агентствами. То же самое происходит с дизайном.

– Страна теряет миллионы рабочих мест. Сейчас мы пришли к тому, что талантливые дизайнеры ищут работу за рубежом или уходят в другие секторы экономики. Это большие потери для России. А зарубежные компании создают логотипы для российских крупных организаций и мероприятий в России. Но разве наши дизайнеры хуже?

Юрий Назаров отмечает, что проблема глобальна:

– Придется окончательно сосредоточиться на простой поддержке нашей страны за счет углеводородного сырья. В современных условиях именно сектор интеллектуальных услуг является и проводником, и драйвером, и «катализатором» идеи модернизации. Без их поддержки мы можем оказаться в хвосте инноваций. Потому что сама идея «модернизации» в ее современном виде – это идея перехода от «экономики услуг» к «экономике знаний.

У российского дизайна есть сильные стороны, которые уже сработали на престиж страны (взять хотя бы тему космоса, которая достойно позиционирует СССР и Россию на международном рынке). Их нужно активно демонстрировать и пропагандировать, акцентировать те выгоды, которые дизайн приносит рыночной экономике.

– Чтобы поддержать дизайн, можно начать с малого: устраивать профессиональные конкурсы в регионах, потому что молодые дизайнеры должны иметь площадку профессионального обмена. Старшему поколению дизайнеров, в свою очередь, нужно проявлять заботу о подрастающем поколении и содействовать совершенствованию дизайн-образования посредством конкурсов, грантов, стипендий и стажировок.

Роль дизайна как интеллектуальной сферы услуг велика в экономике страны. Проблем много, решения и обещания есть. Но будут ли действия?..

Включившись в диалог с аудиторией, Юрий Назаров высоко оценил функционал, дизайн актового зала Точки кипения и подчеркнул, что не каждый университет может похвастать такой материальной базой и технической оснащенностью.

В заключении лектор поблагодарил ВятГУ за приглашение и выразил желание еще не раз посетить город Киров и университет.

#ЛекциивПолитехническом #ТочкаКипенияВятГУ #ВятГУ #МыФормируемБудущее

Версия для печати