Вопросы взаимодействия современного вуза с компаниями-работодателями, их вовлечения в процессы разработки и реализации образовательных программ получили освещение в сборнике «Анализ практик вовлечения стейкхолдеров в формирование качества образования» из серии «Механизмы повышения качества образования», выпускаемой Уральским федеральным университетом, Министерством науки и высшего образования РФ, Университетской национальной инициативой качества образования.
Исследователи отобрали наиболее показательные кейсы – они были проанализированы по таким критериям, как совместная формулировка требований к компетенциям выпускников, включение работодателей в программу обучения, финансовая поддержка студентов (целевое обучение), ресурсная поддержка университета стейкхолдером, использование материальной базы стейкхолдера для реализации программы, совместные оргструктуры стейкхолдера и вуза и ряду других.
В сборник вошел кейс Вятского государственного университета. Ему посвящена статья проректора по образованию ВятГУ Сергея Никулина (с. 38-40) с описанием модели взаимодействия «вуз-партнер», ее практической реализации. В материале освещены вопросы контроля качества, обновления образовательной программы и перспектив развития.
Речь идет о тесном взаимодействии Вятского государственного университета и Омутнинского металлургического завода, при котором с 2015 года в вузе реализуется образовательная программа 22.03.02 «Металлургия», профиль «Обработка материалов давлением». В том же году в ВятГУ создана базовая кафедра металлургии, обеспечивающая взаимодействие с предприятием.
Подготовка специалистов характеризуется глубокой интеграцией образовательного и производственного процессов в формате аудиторных занятий и производственной практической подготовки непосредственно на рабочих местах во время всего обучения.
Для реализации такого консолидированного подхода ВятГУ обеспечивает теоретически-практическую подготовку в рамках дисциплин учебного плана. Завод, в свою очередь, предоставляет студентам возможности во время всего обучения с целью закрепления теоретических знаний получить практические навыки работы на предприятии в рамках части дисциплин и учебных, производственных практик, а также выполнения выпускной квалификационной работы. При этом завод не только предоставляет имеющееся оборудование, но и специально закупает новое. Помимо этого, предприятие предоставляет сотрудников для консультирования студентов и кураторов в ходе выполнения ВКР.
Зав. базовой кафедрой металлургии ВятГУ Михаил Мельчаков рассказал, что результатом такого взаимодействия стал выпуск 50 специалистов со стопроцентным трудоустройством. При этом все выпускные квалификационные работы имеют выраженное практическое значение: ведь тематика определяется непосредственно предприятием. Часть данных из ВКР находит использование на производстве.
Это дает заводу возможность развиваться, а студенту перед непосредственным трудоустройством уже иметь внушительный багаж навыков и знаний, необходимых для работы и карьерного роста,
- резюмировал Михаил Мельчаков.
В прошлом году завод предложил ввести в рамках дополнительного обучения курсовую научно-исследовательскую работу, нацеленную на получение студентами начальных исследовательских компетенций, необходимых для модернизации производственных мощностей и развития отрасли в целом.
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #ВзаимодействиеВузасКомпаниейРаботодателем #БазоваяКафедраМеталлургии