с 29 сентября по 1 октября на площадке Южного федерального университета проводится научно-методическая конференция с международным участием «Проектирование инклюзии в будущем – будущее инклюзии». На ней сеть РУМЦ ВО активно обсуждает вопросы обучения и социализации лиц с инвалидностью.
Первый день конференции прошел в рамках трех панельных дискуссий, в которых приняли участие ведущие специалисты России в области инклюзии. Так, на дискуссии «Общество будущего – общество инклюзивной культуры» участники обсудили современные представления об инклюзии и ее развитии, образовательные технологии для инвалидов, перспективы взаимодействия инклюзивного и специального дефектологического образования. Не менее важной темой, которой уделили внимание специалисты, были условия подготовки педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На площадках форума активно работают специалисты ВятГУ. Модератором интерактивной площадки «Все включены – будущее инклюзивного образования» стал Бажин Константин Сергеевич, проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ. Участники обсудили вопросы инклюзия в жизни студента, особенности тьюторского сопровождения студентов с ОВЗ в системе профессионального образования, а также условия содействия выпускникам с инвалидностью для их дальнейшего трудоустройства. Специалисты представили модель тьютора, с помощью которой возможно формирование набора компетенций в инклюзивном образовании, и обсудили стратегии становления инклюзивного общества. Руководит работой всероссийской площадки Симонова Галина Ивановна - директор педагогического института ВятГУ.
Особый интерес участников вызвала панельная дискуссия «Цифровая доступность в инклюзивном образовании», на которой обсудили не только нормативно-правовые основы того, как сделать высшее образование в цифровой среде доступным, но и готовые продукты вузов для работы с инвалидами.
В рамках этой дискуссии исполняющая обязанности заведующего кафедрой дефектологии, руководитель РУМЦ ВятГУ Светлана Борисовна Башмакова рассказала о перспективах использования VR/AR технологий в инклюзивном высшем образовании, представила технические и методические разработки ВятГУ в области адаптационных симуляторов для получения инженерных специальностей людьми с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специалист раскрыла реабилитационные механизмы применения технологий виртуальной и дополненной реальности, позволяющие формировать у студентов с ограниченными способностями навыки детальной визуализации и конструирования инженерных объектов.
30 сентября коллеги обсудят вопросы подготовка педагогических кадров для проектирования инклюзивного общества будущего: тренды развития и новые решения.
Конференция организована в рамках проведения IV Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» при поддержке Совета ректоров вузов Юга России и вузов-партнеров сети РУМЦ.