Интернет-газета

ВятГУ объединил более 500 участников на масштабной конференции по по педагогике и психологии

  • Вчера, 10:45
  • Автор: admin
  • Просмотров 360

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

25 апреля в Педагогическом институте Вятского государственного университета состоялась XIII Всероссийская научно-практическая конференция по современным проблемам педагогики и психологии

В событии приняли участие более 500 участников из 10 регионов Российской Федерации (Кировской, Архангельской, Нижегородской, Вологодской, Пензенской, Самарской, Томской областей, республик Карелия, Марий Эл, Татарстан) и Республики Казахстан: студенты, магистранты, аспиранты, молодые педагоги из образовательных организаций.

Открыла Конференцию директор Педагогического института ВятГУ Галина Симонова. Она пожелала всем участникам плодотворной работы и интересных дискуссий, успешных выступлений, полезного обмена опытом. От соорганизаторов с приветственным словом выступила председатель Ассоциации молодых педагогов Кировской области, заведующий Центром воспитания и психологии Института развития образования Кировской области Наталья Филева.

 

На пленарном заседании молодые исследователи и педагоги представили результаты своих работ, посвященных актуальным проблемам современного образования и социальной адаптации, психологии, дефектологии. Доклады вызвали живой интерес у аудитории и стали площадкой для обмена опытом и идеями.

Научный тон пленарному заседанию задало исследование магистранта кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Анастасии Коровиной, посвященное развитию литературных способностей восьмиклассников в объединении «Школьный пресс-центр». Работа раскрывает потенциал внеурочной деятельности в формировании творческого мышления и навыков письма у школьников. Доклад молодого педагога Кристины Лимоновой (МКОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка Кировской области) об использовании приемов моделирования при решении практико-ориентированных задач на уроках математики познакомил слушателей с эффективными методиками, способствующими развитию логического мышления и умения применять знания в реальных ситуациях. Магистрант кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры ВятГУ Валерия Куприенко представила результаты исследования по оценке функциональных адаптивных резервов будущих педагогов. Исследование направлено на выявление факторов, влияющих на профессиональное здоровье и психологическую устойчивость будущих учителей. Доклад магистранта кафедры дефектологии Софьи Востриковой посвящен коррекции нарушений звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Аспирант Марийского государственного университета Софья Забурдаева, в своем докладе о цифровизации музейной деятельности, рассмотрела возможности использования современных технологий для расширения аудитории музеев и повышения интереса к культурному наследию. Исследование магистранта Пензенского государственного университета Ивана Суркова посвящено актуальной проблеме оказания помощи, об организации индивидуального подхода в психологической адаптации ветеранов СВО.

Наибольший интерес участников пленарного заседания вызвало исследование Инны Суслоновой, аспиранта кафедры педагогики ВятГУ, педагога дополнительного образования МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт» г. Кирова о методике формирования представлений о профессиях технической направленности у детей младшего школьного возраста на примере проекта «ТехноГоризонты: технические профессии будущего». Работа демонстрирует важность профориентации в раннем возрасте и знакомит с инновационными подходами к развитию технического творчества у детей. Выступление магистранта кафедры педагогики Любови Смертиной на тему «Технологии родительской поддержки речевого развития детей» также заинтересовало слушателей. Доклад подчеркивает роль семьи в формировании речевой культуры ребенка и предлагает практические рекомендации для родителей.

 

Эстафету в развернувшейся активной научной дискуссии приняли 6 площадок-секций. Ведущими выступали обучающиеся ВятГУ. На секциях обсуждались актуальные проблемы педагогики и психологии: социально-педагогические и психологические аспекты в образовании; вопросы обучения и воспитания, в том числе организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; применение эффективных педагогических технологий, организация проектной деятельности и цифровизация в образовании, внедрение информатизации в современное образование, педагогика безопасности и физической культуры.

Например, на секции «Социально-педагогическая деятельность в системе образования» были представлены результаты исследований и практического опыта в форме 12 докладов (8 очных и 4 дистанционных) от молодых педагогов, аспирантов, магистрантов, бакалавров из вузов Казани, Кирова, Самары, а также доцентом кафедры ФКУ ДПО Кировского ИПКР ФСИН России. Секция вызвала значительный интерес у аудитории, собравшей более 40 человек, преимущественно студентов-педагогов 2 курса. Высокая оценка работы секции (92% на высший балл) и единогласное признание ее пользы для будущей профессиональной деятельности (100% участников) свидетельствуют об актуальности представленных тем и эффективности организации мероприятия. Особый интерес у слушателей вызвали доклады Алины Батеневой (ВятГУ, 5 курс) на тему «Проект как средство формирования у первоклассников представлений о здоровом образе жизни» и Яны Никитиной (МБОУ СОШ с УИОП №62 им. А.Я. Опарина г. Кирова) на тему «Развитие лидерских качеств младших школьников в рамках реализации программы “Орлята России”».

На секции «Актуальные психологические практики» бакалавры, магистранты, аспиранты и молодые педагоги-психологи представили доклады на актуальные темы современной психологии. В работе секции приняли участие представители образовательных организаций из Кирова, Кировской области, Архангельска. Были раскрыты вопросы психологического благополучия студентов, развития регулятивной компетентности, самоэффективности женщин в ситуации неопределённости, и развития рефлексивных способностей младших школьников. Особый интерес вызвали доклады магистранта кафедры психологии ВятГУ Галины Москаленко о стратегиях регуляции баланса работы и личной жизни замужних и незамужних женщин и аспиранта Северного (Арктического) федерального университета им. Ломоносова – Виктории Доминтян на тему «Развитие идентичности подростков и их субъективное благополучие». Высокий интерес к обсуждаемым темам и практическая направленность докладов способствовали активному обмену мнениями и задаванию вопросов.

  

Участниками секции по вопросам организации и содержания инклюзивного образования стали молодые исследователи, представляющие бакалавриат и магистратуру, а также молодые специалисты из Кирова, Нижнего Новгорода и Салехарда. В ходе секции «Организация и содержание инклюзивного образования» они обсудили актуальные вопросы такие как: внедрение цифровых технологий в работу учителя-логопеда; особенности связной речи (диалога и монолога) у современных дошкольников и школьников с ограниченными возможностями здоровья и другие. Выступления вызвали живой интерес, эмоциональный отклик и конструктивную дискуссию.

По завершении работы секций начались мастер-классы в специализированных кабинетах Педагогического института – сенсорной комнате, логопедической студии, Центре психодиагностики и учебно-спортивном комплексе ВятГУ. Будущие учителя, психологи, дефектологи, воспитатели получили возможность пройти профессиональные пробы – провести мастер-классы и принять в них участие. Так, например, на мастер-классе «Мыслить иначе: развиваем критическое мышление» участники познакомились с понятием и спецификой критического мышления, а также проанализировали информационные источники и устанавливали достоверность информации. Кроме анализа публикаций СМИ под руководством ведущей - студентки 2 курса Марии Когут участники решали педагогические кейсы с помощью различных техник, которые легко интегрируются в уроки и способствуют формированию критического мышления у обучающихся. Обратная связь показала высокий уровень заинтересованности в этой теме.

Мастер-класс «Профессиональное самоопределение школьников – возможности центра “Точка Роста”», проведённый молодым педагогом – учителем физики и информатики Оксаной Владимировной Овчинниковой, произвёл очень положительное впечатление. Участники получили уникальную возможность не только ознакомиться с современными цифровыми технологиями, но и практически применить их для решения интегративного задания профориентационной направленности. Такой формат работы способствует развитию интереса школьников к профессиональному самоопределению и помогает им лучше понять свои возможности в выбранных направлениях.

 

На мастер-классе «Развитие речи средствами логоритмики», проведённом учителем-логопедом МКДОУ №202 г. Кирова Ксенией Плишкиной, участники узнали об основных принципах логоритмики, возможностях её применения в развитии речи и профилактике задержки речевого развития у детей раннего возраста. Студенты-первокурсники активно участвовали в предложенных логоритмических упражнениях.

Мастер-класс «Нестандартное мышление как инструмент принятия взвешенных решений» познакомил студентов с методом «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Участникам была предложена педагогическая ситуация, которую необходимо было рассмотреть с позиции каждой «Шляпы», исходя из ее функций анализа ситуации, а затем принять взвешенное решение.

В рамках Конференции педагоги МБОУ СОШ №25 города Кирова провели мастер-классы для будущих учителей. Педагоги делились опытом, представляя авторские методики и инструменты, которые могут быть непосредственно внедрены в учебный процесс. Вместе со своими учителями в мастер-классах принимали участие ученики 2-ых классов (кадетского класса, юные инспектора дорожного движения). Особое внимание уделялось формированию экологического сознания, патриотизма, профилактике детского травматизма и работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

 

 

Так, мастер-класс учителя начальных классов Ольги Алексеевны Арефьевой, был посвящен актуальной теме сити-фермерства. Участники смогли увидеть, как организовать научный клуб для младших школьников, заинтересовать их вопросами экологии и предоставить практические навыки выращивания растений в городских условиях. Этот подход не только развивает естественнонаучные знания, но и формирует ответственность за окружающую среду.

Юлия Евгеньевна Бушуева, учитель начальных классов, представила настольную игру, направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Интерактивный формат игры позволяет в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения и развить навыки безопасного поведения на дороге. Использование игровых технологий является эффективным способом обучения и воспитания детей.

Ксения Александровна Марышева учитель начальных классов (для детей с ЗПР), учитель-логопед, поделилась опытом проведения логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития. Она продемонстрировала специфические приемы и методы, которые помогают корректировать речевые нарушения и способствуют общему развитию детей. Работа с детьми с ЗПР требует индивидуального подхода и использования специальных образовательных программ.

Ирина Владимировна Титова представила авторскую программу внеурочной деятельности «Основы вооруженных сил», направленную на достижение личностных результатов у обучающихся юнармейского отряда. Программа способствует формированию патриотизма, дисциплины и ответственности у младших школьников.

 

Педагоги МБОУ СОШ №25 города Кирова выразили благодарность организаторам Конференции за приглашение, возможность тиражирования своего опыта и его представления будущим учителям.

При подведении итогов научного марафона-конференции модераторы секций и ведущие мастер-классов дали обратную связь о работе площадок.

Яна Рыбакова, участница мастер-класса «Мыслить иначе: развиваем критическое мышление», делится отзывом:

Мастер-класс вызвал положительные эмоции. Ведущая активно, понятно и четко рассказала о методиках, и мы их применили на практике. По окончании мероприятия остались исключительно положительные эмоции!

Благодарю за возможность участия в конференции и за возможность стать участником секции. Работа секции и обратная связь с участниками понравилась, всё хорошо организовано. Спасибо!

- отметила Алена Алимпиева, студент Самарского государственного социально-педагогического университета.

Оксана Овчинникова, учитель физики и информатики МБОУ СОШ п.Вичёвщина Куменского района Кировской области:

Интересно и познавательно! Узнала о новых методах. Надеюсь на дальнейшее посещение подобных мероприятий. Участники молодцы!

Иван Сурков, магистрант Пензенского государственного университета:

Было очень интересно послушать каждого участника конференции. Вопросы, которые были подняты участниками, несомненно, важны. Особенно запомнились доклады Косых Н.А., Карповой М.Ю., Батеневой А.И. и Крохиной Е.А.

Никита Гоголев, магистрант ВятГУ, педагог-психолог МБОУ СОШ №42:

С детьми обязательно нужно проводить дополнительную воспитательную работу по разным направлениям. Особенно интересна методика «Круги-Луллия», которую можно адаптировать под любую тему. 

Организаторы и участники Конференции отметили актуальность и насыщенность мероприятия, вовлеченность студентов в научные исследования.

Версия для печати