Приступая к разговору на предложенную тему, Галина Николаевна Некрасова заметила:
Вообще я стараюсь избегать повышенного внимания к себе, но интервью давать уже приходилось. Как-то, приехав в Юрью, где родилась и выросла, согласилась ответить на вопросы корреспондента местной газеты. Интерес у представителя прессы возник не случайно: когда я стала профессором, мой папа стал рассказывать об этом односельчанам. До этого мои успехи, в том числе защита кандидатской диссертации, а потом и докторской, его не особо впечатляли. А слово «профессор» подействовало, наполнив гордостью за дочь.
Отец с детства стал для Галины Некрасовой (в те годы Шеромовой) настоящим авторитетом.
Он повторял: «Дочка, всегда стремись к большему. Достигла чего-то – двигайся дальше». Папино напутствие сопровождает меня всю жизнь. Оно мне очень помогло,
- признается сегодня профессор Некрасова, доктор педагогических наук.
Интерес к педагогике проявился у нее еще в школьные годы:
Мне было лет 11-12, а я очень любила передачу «Взрослым о детях». В школе особенно нравилась математика: на контрольных легко решала сразу оба варианта и делилась с другими учениками. Но при этом еще очень хорошо шила. Это шло из семьи: от мамы, от дедушки. В общем, когда пришло время определиться с будущей профессией, выбрала конструирование швейных изделий.
Галина отправилась покорять престижный столичный вуз – в итоге ей не хватило балла. Не отчаявшись, девушка подала документы в одно из кировских профессиональных училищ и выучилась на закройщицу.
Мне нравилась работа. Я кроила, как пела,
- говорит Галина Николаевна о двух годах работы в ателье по окончании училища. Молодого специалиста ценили клиенты, уважали коллеги… Но Галина следовала своему правилу и шла дальше.
Она поступила в пединститут, на заочное отделение исторического факультета. Одновременно поменяла место работы, устроившись в вузовский отдел кадров.
А потом меня пригласили на вновь открывшееся направление «Учитель труда для девочек» индустриально-педагогического факультета. Там при кафедре общетехнических дисциплин была открыта швейная мастерская, в которой я стала мастером производственного обучения,
- вспоминает Галина Некрасова.
Конец 80-х – начало 90-х были трудным, но интересным временем. Галина Николаевна набиралась опыта, вела активную преподавательскую деятельность, руководила педпрактикой студентов. Следующим этапом явилось поступление в аспирантуру МПГУ в 1993 году. Галина Некрасова посвятила диссертационное исследование вопросам подготовки учителей технологии к использованию компьютера. В те годы компьютер был редкостью – зачастую, выступая перед учителями и методистами, Галина Николаевна сталкивалась с сомнениями в актуальности предлагаемых рекомендаций. Эти трудности только закаляли исследователя.
Говоря об аспирантских годах, Галина Николаевна поделилась:
В то время строился храм Христа Спасителя. Это происходило на моих глазах, я наблюдала за этапами работы. С тех пор особенно люблю это место, стараюсь посещать во время поездок в Москву.
Став кандидатом педагогических наук, Галина Некрасова возглавила кафедру методики преподавания технологии. В эти годы она много преподавала, вела активную общественную жизнь. При кафедре была открыта аспирантура.
В 2005 году Галина Николаевна защитила докторскую диссертацию, ее назначили деканом факультета технологии и дизайна. В 2007-м Галина Некрасова стала председателем диссертационного совета по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (физика, информатика, технология и ОТД)».
Галина Николаевна Некрасова как педагог, научный руководитель вырастила талантливых ученых, учителей, методистов. Среди них проректор по научной и инновационной деятельности Сыктывкарского государственного университета Наталья Николаевна Новикова, зав. кафедрой дизайна и изобразительного искусства Вятского государственного университета Виктория Анатольевна Крысова.
В этом году Елена Быкова, еще одна ученица Галины Николаевны Некрасовой, стала лауреатом VI Национальной премии детского патриотического творчества. Подобных примеров немало!
Даже спустя годы я не теряю связи со студентами. Мы дружим, переписываемся в соцсетях, встречаемся на мероприятиях. Я всегда радуюсь их успехам,
- признается Галина Некрасова.
Ее выпускники – постоянные участники событий, реализуемых сегодня на факультете технологий, инжиниринга и дизайна ВятГУ. Конкурсы «Русский силуэт» и «Фантазия и Образ», всероссийский проект «Педагог. Технология. Творчество», выставки, конференции, семинары – всякий раз на площадках их проведения собирается профессиональное сообщество, неоценимый вклад в развитие которого вносит Галина Николаевна Некрасова.
А как ей работается с современными студентами? Галина Николаевна рассказала:
Очень люблю свою работу, студентов! За всю свою преподавательскую жизнь я не поставила ни одной двойки! Если студент не знает, я готова тратить на него время: выяснять, почему так получилось, мотивировать, заниматься дополнительно.
Стараюсь подходить к любому делу творчески. Для меня как преподавателя важно разработать хороший, качественный курс, чтобы студентам было понятно, интересно, чтобы был результат. Придумываю необычные вопросы, нестандартные задания. Это касается любого предмета. «Метрология и стандартизация» - казалось бы, что тут может быть интересного? Поэтому нужно подумать над подачей материала, чтобы серьезные вопросы не казались скучными.
Буквально на днях, дополнила собеседница, она провела занятие по силуэту у первокурсников. Что такое силуэт? Каковы основные виды?
Можно долго рассказывать с использованием чьих-то примеров, а можно поступить по-другому - предложить студентам изучить материал посредством практики, выполнения творческого задания:
Я обратилась к формату мастер-класса по созданию коллажа. За два часа студенты научились делать коллажи, но главное – усвоили тему, преподнесенную им в игровой, увлекательной форме. Для меня большая радость – видеть, что занятие прошло с пользой, а студенты ушли с него вдохновленными.
В ходе разговора закономерно возник вопрос: помогают ли в текущей работе знания по истории, приобретенные при получении первого высшего образования?
Очень! Я всегда обращаюсь к историческому компоненту. При изучении темы мы сначала вспоминаем, какие события происходили в это время. Это позволяет представить картину во всей полноте, на практике реализовать междисциплинарный подход.
Галина Николаевна продолжила:
Работа со студентами имеет еще одну приятную сторону. Это такая невероятная отдача, эмоциональная подпитка, душевное здоровье! И, конечно, молодежь может тоже чему-то научить. Сейчас мой магистрант из Габона по имени Иван занимается искусственным интеллектом. Вслед за ним я тоже увлеклась этой темой - изучила ее, буду применять в работе.
Не только учить, но и самой учиться – одно из главных правил Галины Некрасовой:
Учусь у других людей, у мужа и дочери. От дочки, например, узнала латинское выражение «Omne principium difficile». «Всякое начало трудно». Эту фразу вспоминаю каждый раз, когда берусь за что-то новое.
Яркий штрих к портрету Галины Николаевны дает следующий факт: будучи доктором наук, профессором, она вернулась к своей юношеской мечте и отправилась в вуз, когда-то оказавшийся недоступным. Профессор Некрасова поступила в магистратуру «Технология проектирования текстильных изделий» Московского университета дизайна и технологий и окончила ее. Во время учебы она с особенным интересом общалась с преподавателями: обмен знаниями и богатым опытом был двусторонним!
Завершая разговор, Галина Николаевна, Рыбы по гороскопу, показала часть своей коллекции рыб – ту, что обосновалась в рабочем кабинете. Самый памятный экспонат – первый, Емеля со щукой. Этот сувенир традиционного русского промысла – подарок профессора Александра Николаевича Богатырева, научного руководителя Галины Николаевны, о котором она говорит с теплотой и признательностью.
Среди дорогих сердцу вещей оказалось и платье, выполненное Галиной Николаевной в юности по мотивам русского национального костюма. Все, что связано с народными мотивами в одежде, привлекает внимание педагога; более того, является любимой темой и многолетним увлечением.
Перед тем, как сфотографироваться, профессор Некрасова повязала шарфик со словами:
Обожаю шарфики; их у меня целая коллекция, больше сотни.
С Днем преподавателя высшей школы! Новых профессиональных побед и простых человеческих радостей! Всего самого доброго!
Фото: пресс-служба ВятГУ, личный архив Г.Н. Некрасовой
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #ДеньПреподавателяВысшейШколы #ПодготовкаУчителейТехнологииВятГУ