Известный социолог Виктор Вахштайн в провел 2 ноября Вятском государственном университете публичную лекцию «Грамматика городского пространства». На лекции он рассказал о том, как видят город социологи и, не только.
Город изучают не только социологи. Это делает еще, например, урбанистика. Но урбанисты и социологи подходят к городу по-разному. Урбанистика смотрит на город «сверху», а социология — «изнутри». То есть, если урбанисты смотрят на то, как город будет выглядеть на картах Google, то социологи обращают внимание и на ландшафт, и на грязь под ногами.
Социологи могут помочь в работе архитекторам. Архитектор проектирует здание. Потом оказывается, что оно живет не совсем той жизнью, какую запланировал архитектор. Что-то идет не так. Люди постепенно приспосабливают его под себя, например, устраивают зоны отдыха или работы не в тех местах, где это было запланировано. Или что-то меняется, например, появляется компьютер, и телевизор уже убирается из центра комнаты. Соответственно, нужно что-то менять. Приходит социолог, объясняет, отчего это происходит, что-то меняется. Но это здание снова живет как-то иначе, снова что-то меняется. То есть, это такой постоянный процесс. Архитекторы, социологи, снова архитекторы...
Трудно найти области знания, где бы не «засветилась» социология. Есть социология образования, филологии, пространства, социология социологии. Она занимается даже изучением игрушек. Это наука, описывающая мир или структурирующая его.
– Социология сейчас – это индустрия советов, – объясняет Виктор Вахштайн. С одной стороны, социология с середины прошлого века на подъеме. Социолог напоминает патологоанатома, который может объяснить все с помощью своего инструментария. Если в Корее начинается кризис, звонят социологу и он объясняет социальные последствия этого кризиса. Но в то же время, как социологи дают советы, разъясняют причины и следствия, развитие науки стоит. Дело в том, что наука не занимается утилитарным изучением мира. Наука должна создавать языки для описания мира.
– И все же дайте совет. Вы приехали в Москву из провинции. За несколько лет стали признанным ученым. Как молодому человеку, который хочет заниматься наукой, стать ученым международного уровня?
– Уехать из страны. Как можно быстрее. Потом можно вернуться. Я говорю о социальных науках. Мы можем заниматься исследованиями, но не наукой. Чтобы развивалась наука, нужно жить другой жизнью. Нужно сидеть в библиотеке, встречаться с коллегами. Сейчас я поеду домой, а потом в Манчестер. Там у меня будет десять дней нормальной научной работы. Каждый день я буду читать лекции – по одной. Остальное время смогу читать книги. Необходимо, чтобы у студентов была возможность обсудить со своими профессорами прочитанное. Должна быть секта. Оксфорд – это секта. В Шанинке, где я учился, мы могли несколько часов обсуждать три-четыре страницы научного текста. Но это только Шанинка – 20 человек. Что такое 20 человек для науки? У нас такой возможности нет, потому что нет запроса на описание мира, на создание языка описания. Всем нужны только исследования. Поэтому я говорю о том, что нужно уезжать. Спасение науки – в утечке мозгов. В 90-е годы ученые уезжали из страны. Потом часть из них вернулась. Благодаря этому у нас сохранились социальные науки. К сожалению, на социологических факультетах образование довольно убогое. Надо сказать, что и многие студенты идут туда учиться, потому что их не взяли на другие факультеты.
– Сейчас много говорят о популяризации науки. Ученые, пишущие научно-популярные книги, получают премии, находятся в зоне общественного интереса. Может быть, это как-то спасет положение? Придут хорошие студенты...
– Нет. Студенты придут, но им тоже лучше получать образование за границей. А популяризация науки не имеет отношения к науке. То, что сейчас действительно растет интерес к науке — ну, хорошо. Какое-то время его не было, теперь домохозяйки могут смотреть по телевизору просветительские передачи, узнавать что-то новое для себя.
–Скажите, что можно сделать? Кировские чиновники постоянно думают, как сделать так, чтобы молодежь не уезжала из города. Студентам-отличникам выплачиваются губернаторские стипендии, молодым специалистам, которые остаются в области, обещают подъемные. Дают гранты на социальные проекты. Так, например, один из театров делал спектакль с участием школьников «Я (не) уеду из Кирова». Что нужно сделать, чтобы люди оставались на родине?
– Единственный нормальный совет: разберитесь в причинах. Социология может помочь в этом разобраться. Но дать грант проще и быстрее, чем изучить проблему...
Мария Ботева