Подходит к завершению первый учебный семестр, в котором студенты Педагогического института обучаются по новой модели подготовки педагогов. Студенты получили возможность выбирать сочетание различных профильных траекторий, а также менять выбранные траектории на младших курсах. А помочь им сделать осознанный выбор и обеспечить качество обучения – это задачи руководителей образовательных программ и Дирекции педагогического образования. И в этом плане содержательная составляющая модели требует глубокой методической проработки.
Выездная Методическая школа Педагогического института проходит уже второй год. Руководители образовательных программ, методисты и приглашенные эксперты Школы участвуют в интенсиве по организационно-педагогическому проектированию образовательной программы подготовки педагогов. На этот раз главными направлениями в работе стали дисциплины «Методика познания», «Междисциплинарный семинар», а также Функциональный портрет обучающегося (паспорт компетенций педагога). Шесть проектных команд во главе с модераторами и экспертами активно прорабатывали компоненты и содержание по каждому из треков.
Для методической поддержки проектных команд, на Методической школе прошла серия мастер-классов, которые провели лучшие педагоги Кировской области: Брендина Наталья Владимировна – учитель физики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 56 г. Кирова; Боровская Олеся Васильевна – учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия №46 г. Кирова; Печенкина Елена Николаевна – учитель математики МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова; Трубицына Елена Владимировна – директор КОГОБУ «ЦДОД» г. Кирова; Шкляева Анна Львовна – директор МКОУ СОШ № 6 г. Кирово-Чепецка; Лубнина Ирина Леонидовна – учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 16 им. А. Лиханова г. Кирова.
Мастер-классы были посвящены специфике трех треков Методической школы. Как отметили руководители образовательных программ - каждый мастер-класс был проведен на высочайшем уровне, мотивировал на появление новых идей, вдохновлял на дальнейшую работу.
Существенное значение для проектирования имеет и то, на каких теоретических позициях мы основываемся. Для участников школы Малазония Левани Паатаевич – нейропсихолог, лектор Российского общества «Знание», победитель Всероссийского конкурса «Лига Лекторов» прочитал лекцию на тему «Дети будущего. Социально-психологический паспорт школьника 2030». Лекция затрагивала актуальные вопросы в понимании педагогических аспектов психофизиологического развития школьников и вызвала живой отклик у каждого слушателя. Лектору было задано немало вопросов.
Приглашенными экспертами Методической школы стали Вологжанина Валерия Владимировна – директор КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия» г. Кирова и Кобелева Галина Александровна – директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ИРО Кировской области. Валерия Владимировна и Галина Александровна выступили экспертами на итоговом пленарном заседании по результатам межгрупповой работы. Коллеги задали вопросы с позиции работодателей, дали конструктивные комментарии к проделанной работе, поделились собственными взглядами и внесли предложения по совершенствованию дальнейшей работы по всем трем трекам Методической школы.
Мы с экспертами выслушали итоги деятельности трех групп, которые работали над тремя неожиданными для меня, но фундаментально ценными проблемами, касающимися проработки функционального портрета педагога, целевых установок и содержания дисциплины «Методика познания», и разработки методологических подходов к курсу «Междисциплинарный семинар». Наиболее интересным и дискуссионным для меня стали итоги работы группы по разработке функционального портрета педагога - выпускника вуза и молодого специалиста школы. Интересно, ново и перспективно - есть, о чем подумать и что осмыслить,
- делится своими впечатлениями Валерия Владимировна.
Организаторов Методической школы вдохновляют и отзывы коллег. Брендина Наталья Владимировна, учитель МБОУ СОШ № 56 г. Кирова:
Рефлексия:
По формеСама идея погружения преподавателей в создание программ мне кажется просто супер, так как если они через себя пропустят этот материал, он станет личностно значимым и потом эффективность работы будет значительно выше, будут заинтересованы в результате.
По содержанию
Методы познания, на мой взгляд, надо изучать только в деятельности. Надо, чтобы студенты сами логику познания через себя пропустили, тогда и методика преподавания своего предмета станет понятнее и уроки станут современнее.
По эмоциональному наполнению
Я получила удовольствие от общения с коллегами, группа у меня была очень активная, все сразу включились в деятельность. Очень позитивно, душевно и, я бы сказала, на подъёме поработали. Пока готовилась, тоже, кстати, сделала очень полезные для себя открытия, которые пригодятся в работе.
Большой и дружной командой была проделана огромная работа, которая возможна только погружением. На Академическом совете руководителей образовательных программ, который прошел в последний день Методической школы, был утвержден функциональный портрет педагога, а также утверждены концепции дисциплин «Методика познания» и «Междисциплинарный семинар». Все это говорит о том, что была проделана огромная работа каждым участником Методической школы, каждый смог внести свой вклад в новую модель подготовки педагогов.
Напомним, что данная работа осуществляется в соответствии с Программой развития ВятГУ «Приоритет 2030». Полученные результаты в дальнейшем будут масштабированы в других подразделениях университета.