Научная деятельность традиционно является одним из приоритетов Вятского государственного университета. При этом изменяющаяся реальность ставит перед вузом новые задачи, требует трансформации, казалось бы, незыблемых представлений – в том числе об ученом XXI века, способном эффективно работать в условиях неопределенности, нестабильности, сложности, неоднозначности.
Именно с этих позиций в университете подходят к подготовке кадров, способных создавать науку будущего. В настоящее время вуз является участником программы содействия занятости выпускников на научно-исследовательские позиции, запущенной Минобрнауки РФ. На соответствующие должности в различные институты ВятГУ уже принято свыше 60 выпускников 2020-2021 гг. – все они проходят интересный и трудный путь, состоящий из важных этапов.
Речь идет о формировании не только профессиональных, но и надпрофессиональных компетенций: системного мышления, креативного мышления, критического мышления, сетевой грамотности, коммуникации, коллаборации – они соответствуют потребностям VUCA-мира и необходимы для успешного достижения результатов. Университет имеет доступ к специальной диагностической платформе, одной из лучших в стране – многие участники программы уже прошли на ней диагностику и определили, какие компетенции им следует развивать в первую очередь. Для этого платформа предоставляет сотни практик, позволяющих наращивать навыки. Помимо этого, с каждым молодым сотрудником работает тьютор из числа сотрудников отдела, -
рассказала начальник отдела управления персоналом и трудоустройства ВятГУ Елена Казаковцева.
2-3 сентября в Инженериуме для участников программы состоялись тренинг и стратегическая сессия по развитию навыков коммуникаций в научной сфере и формированию междисциплинарных проектных команд. К собравшимся обратился проректор по науке и инновациям Сергей Литвинец:
Коммуникации современного ученого складывается из трех составляющих. Во-первых, он должен быть высокопрофессиональным узким специалистом в своей сфере. В то же время ему присуща способность к коммуникации с коллегами, работающими в той же области знаний. И, наконец, жизнь диктует необходимость установления межтематических связей, междисциплинарных коллабораций.
После вдохновляющего приветствия Сергея Геннадьевича участники проекта на два дня погрузились в увлекательный мир овладения новыми знаниями и совместного научного творчества под руководством сотрудников центра развития универсальных компетенций Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
На тренинге молодые сотрудники ВятГУ овладевали научными коммуникациями с разных сторон: и через общение с коллегами из других сфер деятельности; и с точки зрения мотивации, решая вопрос, как побудить собеседника заниматься наукой; и в ситуации общения с инвесторами, актуального сегодня как никогда. На второй день, в ходе стратсессии, ребята объединились в междисциплинарные команды – каждая придумала собственный научный проект, в котором место нашлось и технарям, и гуманитариям. «Открытая книга», «Эсперанто v.2.0», «VRelaxe», «Pup.ok», «УДП», «Живая лампочка» - за этими креативными названиями заключены уверенные попытки решить действительно серьезные проблемы. Это усовершенствование формата книги для незрячих людей; создание универсальной языковой системы; запуск VR-сервиса для полноценного отдыха, не уступающего реальному; решение проблемы пупочной грыжи у младенцев; создание универсального динамического покрытия для автомобилей; внедрение светильников нового типа.
Результаты работы команд впечатляют. Ребята увлечены, проявляют активность, чувствуют себя комфортно в составе междисциплинарных команд, -
заметила преподаватель центра развития универсальных компетенций УрФУ Анастасия Степанова. Ее коллега директор Центра, кандидат философских наук, доцент УрФУ Иван Замощанский подчеркнул:
Очень нравится сам посыл – сделать так, чтобы молодежь оставалась работать в вузе. Важно, что руководство ВятГУ обращает на это внимание. Я благодарен университету, лично ректору, всем организаторам за то, что пригласили поработать по этой теме.
Горящие глаза участников лучше всего отразили впечатление от мероприятия. И все же молодые сотрудники крупнейшего вуза региона оставили отзывы.
Для меня это стало временем важных открытий. В команде у нас сложилось плодотворное сотрудничество, мы придумали интересный проект, -
рассказал Роман Вальс, выпускник электротехнического факультета, ныне младший научный сотрудник кафедры электрических станций.
На некоторые вещи я посмотрел по-другому, глазами представителей других специальностей. Полезный вывод сделал и по вопросу презентации своих идей, ведения переговоров: он касается повышения внимания к обратной связи, -
поделился выпускник факультета технологий, инжиниринга и дизайна Данил Ануфриев, сейчас работающий инженером-исследователем кафедры информационных технологий в машиностроении.
Данил Усцов в этом году завершил обучение в магистратуре Юридического института, теперь он аспирант и преподаватель кафедры гражданского права и процесса. Говоря о событии, Данил отметил его необычный формат. Также он выразил уверенность в том, что существует реальная возможность развивать междисциплинарное взаимодействие в дальнейшем.
Глядя на ребят, невозможно удержаться от мысли: пройдет 10-15 лет – и они составят костяк науки и исследований в университете, плеяду тех, кто двигает прогресс и совершает прорывы, чувствуя себя уверенно в настоящем и смело шагая навстречу будущему.
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #наукаВятГУ #трудоустройствоВятГУ