В «Точке кипения» ВятГУ состоялся Круглый стол на тему: «Методики и технологии преподавания основ российской государственности», посвящённый анализу результатов первого года преподавания данного курса и опыта преодоления возникавших сложностей.
Вятский государственный университет – неотъемлемый участник проекта «Основы российской государственности». К особенностям реализации учебной дисциплины в опорном вузе Кировской области можно отнести:
- постоянную поддержку преподавателей-практиков в формате регулярного общения, позволяющую снять страхи у преподавателей технических и естественных наук. Преподаватели в течение всего семестра могли обратиться в созданную Дирекцию №1 и получить ответы по волнующим их методическим вопросам;
- двухэтапный экзамен по итогу семестра, включающий тестирование и собеседование;
- разработку методических пособий и цифровых сервисов, обеспечивающих многообразие педагогических приемов и техник в преподавании дисциплины.
Нашим отличием от других вузов является привлечение не только сотрудников социо-гуманитарных факультетов, но и естественных, технических наук в качестве преподавателей дисциплины по ОРГ. Преподаватель должен не просто рассказать ключевые вехи из истории нашей страны, но и через призму своего предмета, своей кафедры проговорить основы и принципы, на которых строится российская государственность. Такое решение позволило нашему вузу увязать тематику курса с планом воспитательной работы университета,
- дополнил проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ Константин Бажин.
В 2023 году методическим сообществом вузов было достигнуто немало продуктовых результатов. Это:
- учебное пособие «Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «Основы российской государственности»;
- учебно-методическое пособие «Основы российской государственности»;
- цифровые ресурсы «Каскадное обучение» и «Основы российской государственности в голосах и лицах Вятского края»;
- учебное пособие «Национальная картина мира, её ценностные аспекты и культурные коды в объективе современной лингвистики: методы научного исследования»;
- сборник статей и методических разработок «Методики и технологии формирования мировоззрения, его ценностных аспектов и культурных кодов в современной системе образования»;
- сборник материалов «Гражданско-патриотическое воспитание и просвещение: национальные стратегии и мировые образовательные практики»;
- программа для ЭВМ «Определение сформированности универсальных компетенций, требуемых федеральными государственными образовательными стандартами, студентов высших учебных заведений».
Как и у всего нового, у дисциплины по ОРГ есть актуальные вопросы. Например, кто должен вести курс, как выстраивать его с иностранными студентами и студентами-заочниками, и каким образом не вызвать чувство дежавю у вчерашних школьников, изучавших «Разговоры о важном»?
Готовя по итогам встречи общий вывод, хотелось бы заложить в него вопросы для участников предстоящей конференции 8 февраля на площадке ВДНХ в Москве, для того, чтобы следующий семестр, с 1 сентября 2024 года, мы встретили более подготовленными на новом витке спирали,
- подчеркнул Константин Сергеевич.
Во время Круглого стола прозвучали выступления преподавателей «Основ российской государственности» о реализации курса в вузах.
О методическом сопровождении дисциплины рассказала одна из авторов учебного пособия по «Основам российской государственности» доцент кафедры культурологии, социологии и философии ВятГУ Полина Попова:
Особенность издания состоит в том, что каждому семинарскому занятию предполагается несколько вариантов реализации. Таким образом, преподаватель был волен выбирать тот вариант, который ему больше подходит.
Об специфике организации преподавания дисциплины в Удмуртском государственном университете рассказала заведующая кафедры экологического, трудового, административного права, основ права и российской государственности Екатерина Белокрылова:
В начале было достаточно сложно. Курс воспринимался некоторыми студентами скептическими, но буквально через две-три лекции ситуация кардинально поменялась. Мы внедрили интерактив, студенты самостоятельно изготавливали тематические плакаты, из которых в дальнейшем делали выставки. В ноябре мы также организовали несколько открытых занятий с посещением сквера Победы и музея Оружия.
В конце семестра мы провели опрос среди первокурсников всех 11 институтов нашего университета о курсе «Основы российской государственности». Студентами он был воспринят позитивно, ребята оценили интерактивный, игровой характер обучения. Многие гордились, что именно на них был апробирован курс, подчеркивали, что данная дисциплина научила их выступать публично. Проанализировав результаты обратной связи, мы поняли, что студенты хотят оставить курс в качестве обязательной дисциплины.
В продолжении встречи прозвучали выступления преподавателей Вятского государственного университета. Они поделились своим опытом преподавания «Основ российской государственности» у студентов естественных, педагогических, гуманитарных и экономических направлений.
Особое внимание привлек доклад исполняющей обязанности заведующего кафедрой русского языка как иностранного ВятГУ Елены Зоновой. Она рассказала о специфике преподавания ОРГ иностранным студентам.
В завершении встречи участниками Круглого стола был разработан целый ряд рекомендаций и предложений для улучшения качества образования по дисциплине:
1. Расширить методическое сопровождение курса, разработать учебное пособие по дисциплине и хрестоматию, содержащую выдержки из текстов и документальных материалов, необходимых для изучения студентами.
2. Усилить преемственность между школьными внеурочными занятиями «Разговоры о важном» и вузовской учебной дисциплиной «Основы российской государственности».
3. Провести комплекс дополнительных мер для обучения иностранных студентов: разработать методические рекомендации для преподавателей и учебное пособие для первокурсников, проводить занятия в отдельных группах и ввести факультативные занятия, направленные на общее знакомство иностранных студентов с Россией по материалам курса «Страноведение».
4. Усилить воспитательную функцию курса, разработав и апробировав рекомендательную систему по организации дополнительно к изучению курса гражданско-патриотических активностей студентов во внеучебное время.
5. Дополнить банк видеороликов «ДНК России» на сайте Российского общества «Знание» короткими видеосюжетами о традициях и обрядах народов России, достижениях и реализуемых социальных проектах в регионах для расширения возможностей преподавателя при планировании учебного занятия.