В последнюю неделю июня преподавателями и студентами Института химии и экологии ВятГУ на базе Стуловской средней школы Слободского района был организован полевой практикум с учащимися и учителями естественнонаучного профиля. Организатором акции выступила кафедра географии и методики обучения географии Вятского государственного университета.
Как пояснила доцент Галина Русских, цель практикума – привить школьникам устойчивый интерес к географии, а основная задача – сформировать у них навыки самостоятельной проектно-поисковой исследовательской краеведческой деятельности. С этой целью в кафедральном плане был утвержден цикл магистерских диссертационных исследований. Одно из них, автором которого является магистрант Ирина Плехова, предполагало постановку педагогического эксперимента на базе Стуловской средней школы, с коллективом которой была достигнута договорённость о сотрудничестве.
Программа включила выполнение системы камеральных, т.е. кабинетных, и полевых работ. На вводном этапе под руководством преподавателей и студентов университета учащиеся знакомились с географическими особенностями Слободского района и окрестностей д. Стулово, методами организации полевых географических исследований, полевым оборудованием и техникой безопасности при работе на местности, отрабатывали навыки чтения географических карт. После этого, разбившись на несколько звеньев, отряд двинулся в близлежащие окрестности деревни для изучения природных комплексов местного южнотаёжного ландшафта северной части Вятских Увалов.
Профессор Алексей Прокашев акцентировал внимание на двух моментах:
Акция становится традиционной в практике работы кафедры географии и методики обучения географии. Она организуется на условиях творческого содружества с Русским географическим обществом, одной из задач которого является формирование географической культуры и организация поисковой работы с молодым поколением.
Слободской район выбран нами неслучайно. Это одна из весьма интересных с географической точки зрения территорий области. На её примере учащиеся получают реальные представления о сложной истории развития природы на протяжении ряда поворотных этапов, начиная от протерозойской эры - около 2,5 млрд лет назад, до последнего – послеледникового этапа, когда сформировались ландшафты современного типа.
Многое было с удивлением и большим интересом встречено школьниками и послужило импульсом для последующей увлечённой поисковой работы в поле, направленной на изучение особенностей местных южнотаёжных природных комплексов ранга фаций под лесными и луговыми угодьями. В ходе работ ребята заполняли специальные бланки, где фиксировали особенности каждого из компонентов локальных геосистем, их рельефа, поверхностных геологических отложений, закладывали и изучали почвенные разрезы, отбирали образцы почв для последующих анализов в стенах школы, фиксировали температуры воздуха, воды и почвы, другие метеорологические явления, собирали сведения о видовом составе местных растений, изучали родники, их водообильность и качество воды, устанавливали взаимосвязи между компонентами. Все полевые эмпирические материалы в дальнейшем обрабатывались в школьных кабинетах и оформлялись в итоговые текстовые отчёты по каждому из объектов и дней практикума.
На заключительном подведении итогов ребята выразили надежду на дальнейшее изучения природы родного края. Их мнение разделили тьюторы Сергей Долотов и Роман Платунов, второкурсники Института химии и экологии.
Впереди - самостоятельная работа учителей и учащихся Стуловской школы над авторскими проектами, тематика которых также была обсуждена на заключительном заседании и рекомендована для подготовки к научно-практической конференции «Природа и общество», которая состоится в конце 2019 года.