В среду на базе средней общеобразовательной школы с. Пашино Афанасьевского района был проведен областной научно-практический семинар «Профессионально-личностное развитие обучающихся в условиях социально-образовательной интеграции», организованный при активном участии ВятГУ для педагогов школ образовательного консорциума восточных территорий Кировской области. В семинаре также приняли участие представители общественных организаций, родительских объединений, а также работодателей.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась начальник управления образованием администрации Афанасьевского района Марина Катаева, подчеркнув, что в современных социально-экономических условиях профессионально-личностное развитие определяет сущность будущего профессионала и его роль во взаимосвязях всех сторон профессиональной деятельности. Именно поэтому так велика роль целенаправленной профориентационной работы с выпускниками школ.
Член комиссии по социальным вопросам Общественной палаты Кировской области доцент кафедры практической психологии ВятГУ Нина Ершова отметила:
В условиях социально-образовательной интеграции особое значение для выпускника приобретает умение следовать выбранной позиции, обусловленной интересами и приоритетами работы, развивать и реализовывать способности и творческий потенциал, добиваться оптимальности всех сторон профессиональной деятельности.
Эта мысль была продолжена в выступлении директора средней общеобразовательной школы с. Пашино Андреем Сюзевым, подчеркнувшим значимость профориентационной работы в деятельности малокомплектных школ: ведь именно их выпускники являются будущим региона.
Работа семинара была продолжена теоретико-методологической линией. Большой интерес вызвали выступления ученых кафедры общей и специальной психологии ВятГУ: профессора Натальи Росиной и доцента Надежды Перешеиной. Участники семинара получили от них информацию о современных подходах к профессионально-личностному развитию обучающихся, направлениях социально-образовательной политики ВятГУ как опорного вуза региона.
Полезным для участников стало проведение линии практикумов «Профессиональная ориентация обучающихся на разных этапах обучения», руководство которыми осуществляли преподаватели Опорного университета совместно с педагогами средней общеобразовательной школы с. Пашино.
Подводя итоги семинара, участники отметили, что важным шагом к профессиональному развитию является профессиональное самоопределение выпускников на основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации.
Выпускникам необходима целенаправленная помощь, прежде всего, в определении путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду. При организации профориентационной работы необходимо учитывать, что на профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Однако ведущую роль в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности и ответственности за ее становление.