Интернет-газета

«У науки не может быть периферии»

  • 30 декабря 2021, 10:19
  • Автор: admin
  • Просмотров 2376

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Президент ВятГУ Валерий Юнгблюд рассказал об истории, текущем развитии и перспективах научного журнала «Вестник Вятского государственного университета», отметившего 25 лет с момента создания

История научного журнала «Вестник Вятского государственного университета» началась 25 лет назад в Вятском государственном педагогическом университете, позднее Вятском государственном гуманитарном университете. Задуманное как площадка, где могли публиковать статьи ученые вуза, издание являлось, скорее, научно-методическим сборником, охватывающим все представленные в университете научные направления.

С 1998 года «Вестник» стал неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности Валерия Теодоровича Юнгблюда, длительное время являвшегося его главным редактором. В дни 25-летия журнала председатель его редакционного совета, доктор исторических наук, профессор, президент ВятГУ Валерий Юнгблюд рассказал о том, чем живет сейчас и как развивается «Вестник Вятского государственного университета»:

Журнал прошел в своем развитии несколько этапов. Он эволюционировал в логике специализации. Сегодня «Вестник ВятГУ» посвящен философии, педагогике и психологии; главным редактором является доктор психологических наук Нина Аркадьевна Низовских. Еще один гуманитарный блок выделился в «Вестник гуманитарного образования»: там публикуются работы по истории, филологии и культурологии. Оба издания входят в список журналов, которые Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК) рекомендует для апробации материалов, вошедших в представленные к защите кандидатские и докторские диссертации.

Включение журналов в реестр изданий ВАК уже само по себе является показателем их высокого научного статуса и всероссийской значимости. По шести названным научным направлениям опубликованные достижения ученых ВятГУ, благодаря подписке и представленности номеров на сайте университета и на различных научных платформах в сети интернет, видят повсюду - и в России, и за рубежом. Ученые всех без исключения высших учебных заведений и научных учреждений, входящих в системы РАН и РАО, могут познакомиться с ними в любой момент. Это, без сомнения, важно и значимо.

Говоря о деятельности в качестве главного редактора «Вестника гуманитарного образования», а также научного руководителя начинающих ученых, В.Т. Юнгблюд подчеркнул:

Аспиранты ВятГУ свои первые публикации делают, как правило, именно у нас, что позволяет им познакомить с результатами собственных исследований российских коллег. Возможность сделать это именно там, где начинается научная биография, поистине символична и, без преувеличения, бесценна.

Рассуждая о том, что может считаться показателем успеха журнала, Валерий Теодорович отметил:

У научного журнала существует единственный критерий успешности: вписан он в научный контекст своей отрасли знания или нет. Если ученые работают в рамках научной повестки приоритетных направлений развития науки в Российской Федерации, значит журнал качественный.

Определяя миссию издательской деятельности университета, мы исходим из того, что у науки периферии быть не может. Если научная статья содержит новое знание, посвящена открытию, представляющему существенный интерес для конкретной отрасли знаний или для науки в целом, то она работает на имидж журнала. Чем больше таких статей, тем издание успешней. Новизна публикуемых материалов и репутация у коллег по научному цеху являются самыми объективными показателями того, что научное издание развивается в правильном направлении и соответствует своему предназначению.

Редакционные коллегии работают над тем, чтобы отбирать лучшие статьи, готовить их к печати в соответствии с международными стандартами, постоянно повышая качество номеров.

Сейчас в «Вестнике ВятГУ и «Вестнике гуманитарного образования» публикуют работы ведущие ученые из самых разных регионов России, включая Москву и Санкт-Петербург. Есть и зарубежные материалы. Так же широка и география читательской аудитории.

Развивая тему миссии журналов, В.Т. Юнгблюд сделал следующие акценты:

Журнал, с одной стороны, является своеобразной витриной для презентации результатов научных исследований. Хороший журнал отбирает качественный материал, соответствующий сегодняшнему уровню состояния науки. Так он выполняет свою научную миссию.

Одновременно он служит дискуссионной площадкой. Если он виден в научном пространстве страны, если опубликованные работы находят свою целевую аудиторию от Владивостока до Калининграда, если по поводу этих работ высказываются коллеги в полемическом ключе, цитируют их и включают в научные обзоры, значит журнал выполняет также миссию научной дискуссионной площадки.

Третьим компонентом миссии научного журнала я бы назвал популяризацию знаний. У журнала, помимо авторов, должны быть читатели. Таким образом, миссия научного журнала носит триединый характер.

Современные журналы Вятского государственного университета соответствуют высоким ожиданиям. А что впереди? Каковы планы развития «Вестника ВятГУ»? Отвечая на эти вопросы, В.Т. Юнгблюд сказал:

Мы постоянно развиваемся. Если говорить о «Вестнике ВятГУ», я бы хотел видеть в нем специальные рубрики, соответствующие основным тенденциям стратегического развития системы образования России.

Образовательная политика сейчас перенасыщена разнонаправленными векторами. Хотелось бы, чтобы появлялось больше работ, посвященных философскому осмыслению современного этапа развития образования в России и мире, систематизирующих знания о конструировании современной образовательной среды, отражающих главные целевые ориентиры национальной образовательной стратегии. Выверенный научный анализ и философское обобщение обширного эмпирического материала позволят гармонизировать те самые «разнонаправленные векторы», о которых я сказал выше. Это важно для образовательных учреждений всех уровней, особенно для университетов, в том числе и для нашего.

Завершая разговор, Валерий Теодорович Юнгблюд коснулся роли издательской деятельности вуза в рамках программы «Приоритет – 2030», ключевого для ВятГУ в ближайшие годы документа, формирующего направленность его развития:

Стратегия ВятГУ в рамках программы «Приоритет – 2030» содержит большой и очень важный психолого-педагогический блок. В нем заложены возможности для методологических, методических и знаниевых инноваций, которые могут позволить более рационально структурировать образовательный процесс, найти новые форматы обучения, помочь в отборе действительно актуального материала, радикально обновить образовательную среду. Уверен, что университет – это лучшее место для рождения новых идей. Без совместных усилий ученых университета и студентов в этом деле точно не обойтись.

Мы живем в эпоху инновационных прорывов. Они происходят постоянно, лавинообразно. По моим ощущениям, давление перемен будет только нарастать. Поэтому так важно не утратить темп, идти вровень со временем и генерировать новые идеи, которые позволят поддерживать движение вперед, а еще лучше – быть источником этого движения.

#ВятГУ #МыФормируемБудущее #Приоритет2030 #НаукаВятГУ #НаучныеЖурналыВятГУ #ВестникВятГУ #ВестникГуманитарногоОбразованияВятГУ

Версия для печати