Как известно, настоящий спорт невозможен без напряженных тренировок со значительными физическими усилиями – и все же исключительно ими не определяется достижение высоких результатов. Бывает, родители отдают ребенка в секцию, мечтая вырастить из него чемпиона; но ни упорные старания юного спортсмена, ни профессиональный опыт тренера не приносят желаемого результата. Почему так получается?
Точный ответ на этот вопрос знают на факультете физической культуры и спорта ВятГУ, при котором уже более года работает кабинет морфофункциональной диагностики. Помещение невелико, но его возможности поистине масштабны: в этом - заслуга специалистов кафедры медико-биологических дисциплин и новейшего, соответствующего мировым стандартам, оборудования, приобретенного для исследований в рамках реализации стратегического проекта Педагогического института «Агентство образовательной инноватики».
- Так получилось, что в Кировской области психофизиологией спорта никто не занимался, -
рассказала зав. кафедрой медико-биологических дисциплин канд. биол. наук, доцент Марина Морозова.
- Между тем, спрос на такого рода деятельность: диагностику психофизиологического состояния спортсменов, вынесение соответствующего заключения и предоставление дальнейших рекомендаций – оказался очень высоким. Это касается, в первую очередь, юных спортсменов, родители которых сами стали обращаться к нам с вопросами: как сделать, чтобы занятия спортом давали положительный результат? Могут ли тренировки навредить здоровью ребенка? Правильно ли вообще выбран для него вид спорта?
Вопросы, как оказалось, непраздные – это подтвердили и тренеры, в своей текущей практике сталкивающиеся с тем, что при, казалось бы, благоприятных условиях занятия спортом не всегда приносят желаемый результат их подопечным. Каждый ребенок индивидуален – в соответствии с этим и должен выбираться вид спортивной деятельности. Строго говоря, это было известно и раньше; однако комплексная диагностика морфофункционального состояния спортсменов – в том числе, юных – стала возможна только сейчас.
Канд. биол. наук, доцент Елена Свинар пояснила:
- Конечно, ряд исследований нами был освоен ранее. Процесс был довольно трудоемким, требовал большого количества времени как на проведение тестов, так и на обработку их результатов. Сейчас мы имеем возможность осуществления комплексного исследования психофизиологического состояния человека с применением высокоточного современного оборудования, позволяющего подобрать под каждого испытуемого индивидуальный сценарий, задавая программе тот набор характеристик, которые потребуются для адекватного заключения и исчерпывающих рекомендаций.
Уникальность предложения специалистов ВятГУ еще и в том, что исследования могут проводиться как в стационарных условиях, так и в автономном режиме – неудивительно, что на кафедру медико-биологических дисциплин сразу стали поступать заявки от спортивных школ не только города Кирова, но районных центров области: сарафанное радио оказалось отличной рекламой! Работа с группами, индивидуальные консультации – формы предоставления услуги могут быть различными. То же касается и возраста тех, кто хочет проверить свое психологическое и психофизиологическое состояние.
При этом, утверждают ученые Опорного университета, возможности кабинета морфофункциональной диагностики позволяют значительно расширить спектр проводимых исследований. Оказание помощи в профориентации, определение профпригодности, деятельность в рамках инклюзивного образования – все это реальные сферы применения опыта высокопрофессиональных специалистов и возможностей кабинета морфофункциональной диагностики Вятского государственного университета.
По вопросу предоставления услуги обращайтесь на кафедру медико-биологических дисциплин ВятГУ по адресу: 610000, г. Киров, ул. Орловская, д. 12 (учебный корпус № 19), каб. 201; телефоны: (8332) 70-81-22, 74-24-43.