Качественное образование – это настоящее и будущее нашей страны, ключевое звено, без которого ни инновации, ни модернизация, ни повышение эффективности невозможны, считает заместитель генерального директора по методологии и проектной работе АККОРК (Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры), руководитель Проектного офиса Наталья Баранова:
– Декабрь – время подводить итоги года. Расскажите о том, каких результатов достигло Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры в 2012 году: какие интересные проекты были реализованы, какими успехами Вы особенно гордитесь? Какой проект оказался самым трудоемким, но результативным?
– Я бы сказала, что главное, чем мы занимались, это даже не проекты, а реализация большой задачи, миссии, если хотите, имеющей важное значение для образования страны: мы заботились о качестве и эффективности российского образования.
Задача аккредитационного агентства АККОРК – дать независимую оценку качества образования. Поясню, зачем и для чего это нужно. Наверное, вы помните историю со списком неэффективных вузов. Эта была первая, крупная попытка государства в лице Министерства образования и науки соотнести реальное положение дел в вузах со своими представлениями, моделью того, как это должно быть на самом деле. Отзывы на это мероприятие были разными, но оно встряхнуло общество, и остро высветила вопрос, над которым мы работаем уже пять лет – о качестве образования и методах его оценки, измерения. Пока все заинтересованные стороны – государство, студенты, учебные заведения, работодатели, не будут иметь объективной картины, мы не сможем понять, откуда и куда идем. Независимая оценка – своеобразный «градусник», шкала, которая позволяет измерять и текущую «температуру» в образовании и ее динамику.
Нас приглашают в вуз или колледж, и мы на основании более чем 200 параметров измеряем образовательный процесс. Методика, разработанная нами, включает в себя не только государственные требования, предъявляемые во время государственной аккредитации учебных заведений, но и международные требования, а также требования работодателей. В итоге наш заказчик получает подробный отчет, на основании которого он делает для себя определенные выводы. Например, понимает, кому он интересен на рынке, на какую аудиторию работать, для какой отрасли и на какие требования предприятий региона ему ориентирваться. На основании нашего отчета образовательное учреждение выстраивает свою стратегию развития, понимает, в какие федеральные программы у него есть возможность попасть, какие у него есть конкурентные преимущества и т. д.
В этом году мы проверили 70 вузов, аккредитовали более 300 программ. Мы умеем измерять качество образования. То есть значительная часть рынка независимой оценки – это АККОРК.
Знаете, почему нас ценят? Очень просто: мы говорим правду. Она не всегда приятна, но всегда полезна. С нами работают более 300 экспертов, и 21 из них имеют статус экспертов Рособрнадзора. Мы участвуем в нескольких федеральных целевых программах.
Сейчас мы завершаем большой проект с Российским университетом дружбы народов по независимой оценке качества образования. РУДН, без сомнения входящий в список лучших вузов России, стал одним из первых, кто получил аккредитацию программ европейского агентства. Можно сколько угодно возмущаться тем, что наши лучшие вузы не входят в различные престижные мировые рейтинги, а можно просто играть по сложившимся, принятым, в мире правилам. Мы начали работать по ним и увидели, что отношение к отечественным вузам такое же, как и, например, к немецким или английским. И признание качества образования РУДН ведущим международным аккредитационным агентством – важный шаг к тому, чтобы российская система образования была объективно оценена на европейском и мировом уровне. Рада, что это был проект АККОРК.
Эксперты АККОРК совместно с экспертами – работодателями из «Опоры России» проводили независимую оценку программ МИСиС и получили высокую оценку руководителей программ о качестве и обоюдной пользе проведенной экспертизы.
Кроме того, еще в начале этого года мы закончили большой проект по разработке профилей компетенций для четырех профессиональных групп должностей Государственной корпорации «Росатом». Логичным продолжением данного проекта будет сотрудничество в сфере организации подготовки выпускников профильных вузов в соответствии с требованиями, предъявляемыми работодателями к Госкорпорации.
За прошедший год осуществили несколько совместных проектов с Уральским федеральным университетом им. Ельцина. И сейчас продолжаем с ними сотрудничество по совершенствованию системы управления качеством.
В данный момент осуществляем уникальный проект в Вятском госуниверситете, где проводим независимую оценку качества образовательных программ, управленческий аудит и готовим комплексную оценку профессорско-преподавательского состава университета. Все это проходит в рамках проекта «Стратегическое развитие Вятского государственного университета» Министерства образования и науки России.
Вуз активно ведет работу по модернизации образовательного процесса, приведению научной, исследовательской и иной деятельности к современным стандартам и требованиям органов государственной власти, общественности, потребностям работодателей. Поэтому неудивительно, что эта работа поручена АККОРК.
– Каковы приоритетные задачи, которые в настоящее время стоят перед агентством: какие цели Вы ставите перед компанией на будущий год и средне-срочную перспективу?
– Проблемы ставит рынок, при этом я имею в виду не только рынок образовательных услуг. Поясню на примерах. Есть рынок труда, проблемы на котором во многом обусловлены состоянием дел в образовании. У нас, например, нехватка специалистов только по машиностроению составляет около 3 миллионов человек. Вообще, проблемы с квалифицированными кадрами испытывают многие отрасли. В дополнении к этому есть общеизвестные демографические проблемы. Если их рассматривать в разрезе образования, то получается, что один человек должен научиться выполнять больше трудовых функций. К сожалению, тема интенсификации труда у нас зачастую решается просто: либо работодатель включает на полную мощь «потогонную систему», либо «интенсифицирует» труд, действуя вопреки завету Суворова, не уменьем, а числом, путем приглашения малооплачиваемых и малоквалифицированных гастарбайтеров. Специально обращаю внимание на сочетание слов «научиться выполнять больше трудовых функций». Ключевое слово – «научиться». Есть задача государственного масштаба – построить конкурентоспособную, эффективную экономику. Понятно, без образования сделать это нельзя. Есть потребности потребителей – студентов вузов и учащихся колледжей. Скажем честно: многие идут учиться, чтобы получить отсрочку от армии и купить «корочки». Спрос породил предложение: вузов в стране около тысячи. Государство дало четкий сигнал: магазины дипломов надо закрывать, да и сами потребители (студенты) уже начали осознавать, что важно получить образование, дающее им возможность, как минимум, зарабатывать себе на жизнь. Выпускник хочет выходить на рынок труда подготовленным, с актуальными знаниями, компетенциями, чтобы он мог адаптироваться под меняющиеся требования производства, под новые технологии, иными словами, умел учиться.
Поняли это и работодатели. Им важно оценить, как на самом деле готовят специалистов в вузах и колледжах. Это позволит с одной стороны рекомендовать те учебные заведения, которые действительно готовят востребованных специалистов, а с другой – выстраивать стратегию развития отрасли, систему взаимодействия с образовательным сообществом. Здесь есть важная проблема: работодатели не всегда могут сформулировать свой заказ, выразив его, например, в учебных программах, а учебные заведения в связи с этим не всегда могут понять запросы производства, и вовремя скорректировать учебные планы. АККОРК как раз выступает таким посредником – «переводчиком». Так мы работаем, например, с Союзом машиностроителей, «Опорой России». То есть мы разрабатываем совместно с работодателем требования к качеству учебного процесса и на их основании проводим независимую экспертизу того или иного учебного заведения. И на основании результатов нашей проверки работодатель принимает решение. Например, с «Опорой России» аккредитовали 12 учебных заведений. Такая оценка, с одной стороны, дает предпринимателям гарантии получения знаний, необходимых для практической работы, а с другой – дает возможность учебным заведениям создавать образовательные программы, учитывающие реальные потребности бизнеса.
Напомню, что учебное заведение в современных условиях может самостоятельно определять до 50 % содержания учебного процесса. Что реально приносит пользу, а что нет, в этом помогает независимая оценка. Простой пример: в России (и даже первые лица государства об этом говорили) переизбыток юристов, экономистов, бухгалтеров и маркетологов. Но вот парадокс – грамотного юриста, экономиста, бухгалтера или маркетолога найти огромная проблема. Дело здесь во многом в содержании учебных программ, в образовательных методиках и технологиях, которые используются в вузе и во многом другом, что мы называем гарантиями качества образования. Возьмем тех же бухгалтеров. Без знаний продуктов 1С: делать на рынке нечего, специалист с дипломом без знаний 1С: неконкурентоспособен. Но и этого, как показала наша оценка, проведенная совместно с работодателем, недостаточно. Если учебное заведение готовит бухгалтеров для компаний международного уровня, то их необходимо еще учить и работе в программах на основе SAP. И тут сразу возникает необходимость поддерживать у студентов знания английского языка, по крайней мере, нужно учить специальной лексике. Вот так, проводя независимую оценку, АККОРК помогает наладить учебный процесс, сэкономить деньги работодателей на переобучение сотрудников, и выпустить на рынок не просто «человека с дипломом», а востребованного специалиста.
– Как, по Вашим прогнозам, в ближайшее время изменится рынок образовательных услуг и скажутся ли эти перемены на деятельности агентства?
– Реальную пользу от независимой оценки рынок уже почувствовал, на мой взгляд. Государство будет постепенно передавать функции оценки специализированным независимым организациям, таким как АККОРК. Результаты независимой экспертизы уже рассматриваются при принятии решений о государственной аккредитации учебных заведений. Рынок оценки программ дополнительного образования уже негосударственный, поэтому перспективы есть.
Понимаете, рынок независимой оценки образовательных программ тоже еще только формируется. Поэтому мы и ставим вопрос о том, чтобы государством был сформирован специальный реестр добропорядочных оценщиков. Уже сейчас появились организации, которые за солидную сумму готовы объявить любой вуз самым качественным и самым профессиональным. Хотя за ту же самую цену можно пройти качественную независимую оценку. Условно говоря, мы с вами можем учредить общественную организацию, назвать ее громким именем Академия независимой оценки, и начать «продавать» звания и награды.
В целом, мы ожидаем качественного роста на рынке независимой оценки образовательных программ. Во всяком случае, все, что мы делаем, что позволяет на это надеяться.
– Что бы Вы пожелали Вашим коллегам, клиентам, потенциальным клиентам (читателям нашего журнала) в наступающем году?
– Качества. Качество производства начинается с качества образования. Качество жизни во многом обусловлено качеством образования. Качество услуг – это тоже отражение качества образования. Качественное образование – это настоящее и будущее нашей страны, ключевое звено, без которого ни инновации, ни модернизация, ни повышение эффективности невозможны. Хочу, чтобы об этом все помнили.