Кировская область славится подготовкой инженерных кадров, но если говорить о гуманитарных специальностях, то здесь картина выглядит совершенно иначе. Выпускники кировских вузов не идут работать по своей специальности. Мы выпускаем слишком много врачей, а учителей области крайне не хватает. Перед стартом нового учебного года наш регион посетила заместитель Министра образования РФ Инна Биленкина. Вместе с губернатором Кировской области Никитой Белых она обсудила проблемы образования Кировской области.
Инна Биленкина:
- Когда я ехала, то была обеспокоена тем, какое большое количество малокомплектных школ существует на территории региона, но узнав программу развития этих школ, я с большим удовлетворением доложу министру о том, какая работа ведется. Это и создание школьных округов, где будет определяться головная школа, которая будет задавать качество образования, и создание сетевого взаимодействия школ, а также использование IT технологий, которые позволят повысить качество образование школ. Не могу не отметить зарплатный проект по повышению фонда оплаты труда учителей на 30%.
Помимо сферы среднего образования на встрече чиновников были затронуты проблемы высшего и профильного образования, в частности невысокая квалификация выпускников и обилие учебных заведений, выпускники которых не востребованы на кировском рынке профессий. В Кирове эта проблема отображается в подготовке педагогических кадров.
Никита Белых:
- Если рассматривать регион как работодатель, то проблема педагогических профессиональных кадров на лицо. Именно поэтому департамент образования заканчивает формирование предложений программы, которая направлена на то, чтобы выпускники педагогических специальностей по окончанию вуза ушли не куда-то, а в систему образования. Программа включает в себя несколько моментов, они подразумевают выплату увеличенной стипендии старшекурсникам, которые уже решили для себя, что останутся в Кирове. Это будет и определенная помощь молодым специалистам, мотивирующая их работать именно в этой сфере. Мы понимаем, сколько специалистов определенных сфер нам потребуется в течение ближайших нескольких лет для работы и, исходя из этих цифр, разрабатываем программу.
Что касается переизбытка вузов и учреждений среднего профильного звена, то здесь Инна Биленкина пояснила, что люди сами голосуют за то или иное учебное заведение, выбирая его для обучения. Поэтому такие репрессивные меры, как отзыв лицензии и закрытие вуза (колледжа) не помогут решить ситуацию.
Инна Биленкина:
- Когда мы отдаем своих детей в то или иное учебное заведение, мы стараемся сделать их счастливыми и успешными. Если мы будем продолжать отдавать своих детей на те специальности, которые не имеют никакой перспективы, мы не сможем остановить этот процесс никакими репрессивными мерами. Родители голосуют, что туда ребенок пойдет, а мы говорим: «Нет, это не перспективно». Получается какой-то парадокс.
Со слов губернатора, в Кировской области проблема образования имеет открытый характер и многие понимают, что в целом необходимо сокращать количество учебных заведений, но когда дело сводится до конкретного случая, появляются разногласия.
Никита Белых:
- Если брать во внимание Кировский медицинский колледж, здесь все понятно, - такое количество среднего мед.персонала, которое выпускало это учреждение, у нас не востребовано. Цифры говорят сами за себя: меньше трети выпускников устраивается работать по специальности. Из 5 филиалов было принято решение оставить 2. После этого начались различные политические войны. Каждый филиал нам доказывал, что именно он готовит отличных специалистов.
Ежегодно вносятся различные изменения и поправки в систему образования. В этом году в Министерство образования РФ в очередной раз поступило предложение перейти к «ТУЗовской» системе (ред ГК.: ТУЗ - техническое учебное заведение) обучения на инженерных факультетах. Новая система подразумевает дневное обучение студентов в 1 год, в последующие — днем стажировка и работа на производстве, вечером изучение теоретической части.
Губернатор особо отметил, что современная система образования должна строиться так, чтобы человек мог максимально применить свои способности, найти путь для самореализации.