«Жизнь и смерть воина: какие тайны хранит в себе самурайский клинок?» - именно так звучала тема первой в этом сезоне лекции, провел которую Сергей Варченко, координатор проекта «TETSUGE», эксперт NBTHK (Общество по сохранению художественных японских мечей при Министерстве культуры Японии).
Сергей Варченко погрузился в тему Востока и в частности японскую культуру более 20 лет назад вместе с группой единомышленников. Всеми двигала одна цель – восстановить утерянную технологию создания настоящего самурайского меча.
Работа началась с научного исследования. Сергей вместе с товарищами изучили всю литературу, касающуюся японских мечей. Много работы было проведено в музеях: Эрмитаж, Царское Село, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Сергей Варченко рассказывал, как тяжело было в начале пути, казалось, что цель недостижима и технология потеряна навсегда. Но, в итоге, преодолев все трудности, группа смогла восстановить и освоить технологию создания японского меча.
Лектор не стал раскрывать всех карт. Вместо этого слушателям проекта представилась возможность посмотреть документальный фильм производства «National Geographic». Зрители увидели, как происходит создание настоящего японского мечта – идеального оружия в культуре Японии.
Появление меча датируется X веком, когда японские воины служили феодальным полководцам. Самураями (дословно – «те, кто служит») могли стать лишь избранные аристократы, что показывало почетность и причастность к элите. Но за то, чтобы быть лучшим, приходилось соответствующе платить – бесконечные тренировки и строжайшая дисциплина.
С рождением меча развился новый вид битвы. Основным оружием стала катана. Слушатели проекта «Лекции в Политехническом» смогли увидеть, как в плавильной печи-татаре, используя необработанную сталь тамахаганэ, кузнецы изготовляют настоящую катану. Гениальным изобретением древних японских мастеров считается уникальное соединение малоуглеродистой и высокоуглеродистой стали, с помощью которого меч получает упругость, эластичность и острое лезвие на долгое время. Так меч становится смертельным оружием.
На самом же деле, существует только один способ сделать настоящий меч – длительное обучение. Уходят годы, чтобы обучиться только основам. Ученики занимаются шесть дней в неделю. Сначала работают лишь с углем и печью. Через несколько лет приступают к ковке. Еще через пару лет пытаются создать собственный меч. Следующие пять лет тратятся на то, чтобы стать мастером.
Несмотря на то, что это холодное оружие уже давно покинуло поле сражения, оно осталось как символ бесстрашия, мужества, служения.
Лектор завершил свое выступление философским рассуждением о миссии современного мужчины, а также о том, что может быть важнее жизни или смерти: «Любой мужчина по духу должен быть воином. Речь здесь не о профессиональной принадлежности. Воином может быть и студент, и бухгалтер, и врач, потому что состояние воина – состояние души человека, при котором он готов к мобилизации собственных сил, чтобы собраться и противостоять угрозе. Мужчина всегда кому-то должен: своей женщине, своим детям своим увядающим родителям, стране, которую сам назвал своей родиной, должен своему делу, которому служит. «Служит» – ключевое слово. Вот такой замкнутый круг».
Вероника Саламатова, гр. ЖК-41, факультет гуманитарных и социальных наук