Интернет-газета

Мастер кинематографа раскрыл в ВятГУ свое видение проблем современного искусства и нравственности

  • 18 ноября 2013, 09:50
  • Автор: admin
  • Просмотров 8560

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Без труда нет человека, или уроки добра от Кшиштофа Занусси

Часто ли мы задумываемся о том, что такое добро и как оно творится? Что делает человека человеком? Эти вопросы оказались в центре внимания философского разговора Кшиштофа Занусси, который состоялся на днях в Вятском государственном университете в рамках проекта «Лекции в Политехническом».

Классик мирового кинематографа, выдающийся польский режиссер, сценарист, писатель, профессор, лауреат множества престижных премий, директор и художественный руководитель киноконцерна «TOR» 13 ноября впервые посетил город Киров и посвятил один день своей напряженной творческой жизни встречам со студентами, преподавателями, гостями ВятГУ. Символично и, возможно, случайно (хотя для художника случайных ассоциаций и совпадений не бывает) его визит совпал с международным Днем добра. И словно  в подтверждение «повестки дня» признанный мастер кинематографа раскрыл свое видение не только проблем современного искусства, но и нравственности.

 

 

 

В рамках своего короткого визита Кшиштоф Занусси обсудил со студентами гуманитарного факультета один из ранних фильмов «Структура кристалла» (1969), рассказывающий о жизни двух друзей, каждый из которых, став ученым-физиком, выбрал свой путь познания смысла жизни. Выбор картины и ее обсуждение были приурочены к завершению III Всероссийского Фестиваля науки, проходившего 9–10 ноября на площадках ВятГУ. Кроме этого, профессор Занусси дал пресс-конференцию для кировских СМИ, а вечером выступил с лекцией «Общее добро» в проекте «Лекции в Политехническом», что, собственно, и стало главной причиной его приезда в Киров. 

– Это в какой точке России я оказался? – задал мне вопрос маэстро сразу по прилете в аэропорт «Победилово».

– Северо-восток России, – ответила я, – но белых медведей Вы не увидите. И бурых тоже.

– И хорошо. Они всегда голодные, – отшутился пан Кшиштоф.

 

 

 

Человек тонкой иронии, колоссальной эрудиции, культуры, деликатности, он произвел впечатление еще своим удивительным мастерством рассказчика – качества, которое в свое время оценил Папа Иоанн Павел II, с которым Кшиштофа Занусси связывали неформальные дружеские отношения. 

На вопрос, что Вы всего цените в человеке? – профессор ответил так: «Человек может и не быть интеллектуалом, но он может поразить своей святостью, искренним отношением к людям,  открытостью, добротворчеством, своими поступками. Да, пожалуй, я ценю в человеке, прежде всего, поступки».

Не только организаторы, но и все, кто побывал на лекциях Кшиштофа  Занусси, смогли оценить тот факт, что режиссер нашел возможность встретиться со студенчеством в условиях «жизни в небе». Скорости, с которыми перемещается из страны в страну, из города в город «гражданин мира» Кшиштоф Занусси, впечатляют: США–Загреб–Нижний Новгород–Вятка–Москва–Варшава – и это меньше чем за неделю.

«Структура кристалла» стала не единственной лентой, с которой познакомились студенты университета. Режиссер в качестве своей творческой визитки предложил два короткометражных фильма, одним из которых стала запоминающаяся «Дама с горностаем» – заказ ВВС на создание произведения на тему «Любимое произведение искусства». Кшиштоф Занусси подошел к проекту со свойственным ему творческим подходом. Решив избавиться от прямой рекламы шедевра Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (Чечилия Галлерани), находящегося в Краковском музее, он предложил неожиданное решение – сравнить ее с еще одним шедевром кисти итальянского художника – знаменитой Моной Лизой (Джокондой). Два шедевра, две разные прописки – у одной Краков, у другой – Париж. 

– Лувр, безусловно, лучший адрес, нежели Краков, – заметил режиссер, выступивший на экране в роли эксперта-аналитика.

И в этом признании не было ни игры, ни кокетства – только нескрываемая любовь к искусству. 

Сегодня, по мысли Кшиштофа Занусси, нельзя дать точное определение, что такое ОБЩЕЕ ДОБРО. Но одно понятно, что представление о нем за последнее время сильно изменилось. Если в XIX и даже в ХХ веке дело обстояло просто: все мечтали о мире, в котором не будет несправедливости, насилия, голода, болезней. Это и было общее представление о добре. Сегодня этого определения уже недостаточно. В подтверждение сказанному режиссер обратился к примеру из жизни животных в зоопарке, о котором ему рассказали зоологи. Речь шла о том, что у животных, живущих в неволе, возникает невроз. Чтобы улучшить их жизнь, сотрудники зоопарка создают искусственные трудности. Получая рыбу в замороженном виде, в куске льда, белый медведь начинает его разбивать. Только через труд, добывая себе пищу, медведь уходит от болезней. Тигру зоологи подвешивали мясо на дерево. Прыгая, он достает мясо и перестает нервничать. 

– Что будет с человеком, если ему все будет доставаться даром? Только работа является основой его существования. Только добро и труд, умение жить многих и многих людей вместе становятся оправданием жизни человека. 

Приезд всемирно знаменитого режиссера заинтересовал людей самых разных возрастов и интересов. Среди слушателей «Лекций в Политехническом» были студенты, преподаватели кировских вузов, школьники, учителя, представители бизнеса, партий и общественных движений г. Кирова. Было много вопросов, была редкая атмосфера доверия к тому, что говорилось и проникало в сознание каждого. В конце встречи Кшиштоф Занусси дал согласие стать почетным профессором Вятского государственного университета.

…Несколько официальных мероприятий, неформальное общение, сотни лиц, диалоги об искусстве и образовании, цветы, аплодисменты – и это всего лишь за один день пребывания. И неважно, что Вятка – одна из транзитных остановок Кшиштофа Занусси в его приключении под названием ЖИЗНЬ. Он может и забыть этот день, но его уже не сможем забыть мы, как не сможем вычеркнуть из памяти неназидательные уроки на тему добра, красоты, веры, справедливости, правды.

Наталья Ивановна Поспелова,
руководитель проекта «Лекции в Политехническом»,
декан гуманитарного факультета

Версия для печати