18-20 ноября в Москве на базе Российской Академии образования прошли XX Международные чтения памяти Л.С. Выготского, посвященные культурно-историческому подходу в психологии личности.
С докладом на тему «Представления о главном в жизни и ее смыслах у осужденных» на секции «Развитие высших психических функций» выступила доктор психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии ВятГУ, научный руководитель магистратуры по психологии личности Н.А. Низовских. В докладе были представлены результаты научного исследования, выполненного магистрантом Л.С. Колесниковой под руководством Н.А. Низовских в сотрудничестве с доцентом кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы УИС, доцентом ФКУ ДПО Кировского ИПКР ФСИН России А.Н. Михайловым. Исследование, как подчеркнула Н.А. Низовских, проводилось в рамках кафедральной темы «Психологии личностного саморазвития» и направлено на содействие духовному осмыслению жизни человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации.
На секции «Методология и перспективы развития творческих способностей» был представлен доклад кандидата психологический наук¸ доцента кафедры психологии С.Т. Губиной на тему «Психологические особенности восприятия музыкального искусства в контексте ценностно-смысловых и динамических аспектов личности». В процессе обсуждения доклада особый интерес вызвали вопросы, связанные с потенциалом применения произведений искусства с целью формирования психологической культуры личности молодых людей в условиях современного общества.
Н. А. Низовских и С.Т. Губина отметили, что участие в чтениях стало важным событием в их профессиональной жизни. Дело в том, что культурно-историческую концепцию, как правило, не относят к психологическим теориям личности и обычно указывают, что Л.С. Выготский не занимался изучением психологии личности в ее традиционном понимании. Однако, как было отмечено в методологическом докладе доктора психологических наук Г.Г. Кравцова, это не так, и есть основания говорить о том, что предложенная Л.С. Выготским неклассическая психология по своей сути есть подлинная психология личности.
Реализуя образовательную программу магистратуры по психологии личности, ученые ВятГУ базируются на идеях Л.С. Выготского, который полагал, что «человек не только развивается, но и строит себя», в связи с чем он писал о необходимости конструктивизма в психологии. Для «построения себя» у человека есть искусство, стихи, музыка, работа. Задача психологического сопровождения - содействовать человеку в осмыслении своей жизни на этапах онтогенеза. Это особенно актуально в обучении и воспитании подрастающих поколений.
Миссия магистерской программы по психологии личности – подготовка психологов высокой квалификации, способных содействовать развитию личностного потенциала, психологическому благополучию и здоровью жителей области.
Факультет педагогики и психологии приглашает для обучения по магистерской программе «Психология личности» выпускников факультетов психологии, педагогики, дефектологии, социальной работы, а также специалистов-практиков, имеющих высшее профильное и непрофильное образование и опыт работы в сферах, сопряженных с образованием, здравоохранением, управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, урегулированием межличностных отношений.
#ВятГУ #ПсихологияЛичностиВятГУ