В качестве отправной точки рассуждений А.М. Дорожкин констатировал тотальную кризисность современности, имеющей ёмкое название – "эпоха неопределенности". Это не только политический, экономический или экологический кризис, но кризис системный. Его глубинные причины кроются в философско-мировоззренческой сфере, т.е. в пространстве идей и смыслов. Философ рассмотрел эти проблемы в преломлении к научному познанию и рациональности.
И действительно, если рассматривать природу исключительно как объект покорения и рациональной перестройки, да еще и в тех масштабах, которые стали доступны сейчас, то любая ошибка (от которой не застрахован ни один человек) грозит колоссальными последствиями. Более того, воздействуя на природу, рационализируя её, человек вмешивается в очень сложную, сбалансированную систему, выводя её из этого баланса. Как писал основатель кибернетики Г. Бэйтсон, "недостаток системной мудрости всегда наказуем".
Подводя итог, Александр Михайлович Дорожкин сделал достаточно провокационный вывод: "С философской точки зрения лучше не иметь чёткого определения науки, нежели его иметь". В то же время, нельзя науку понимать интуитивно, поскольку учёные получают зарплату за свою деятельность. В области, к примеру, планирования бюджета, надо чётко понимать, что финансируется. Как известно, в современной философии науки пользуются несколько необычным типом определения: наука как специфический вид знания, как специфический вид деятельности и как особый институт (сообщество учёных).
Дорожкин предложил следующий ответ: идеалом классического научного знания является метафора "деление без остатка". На поставленный вопрос должен быть найден один чёткий и ёмкий ответ. Современная же наука уходит от такого идеала. Да, он еще очень "глубоко засел в головах учёных", но на многие современные вопросы науки невозможно дать исчерпывающие ответы. И здесь на помощь приходит философия как процедура "деления с остатком". На поставленный вопрос даётся ответ, но в ходе ответа появляется новый вопрос, и так до бесконечности. Все вопросы философии – из разряда «вечных».
Н. Бор считается философом, а не только физиком. Большая часть работ А. Эйнштейна – философского содержания. Конечно, далеко не все представители естествознания жаждут быть философами. Во многом так обстоят дела из-за мировоззренческого идеала классической науки – построения беспроблемного знания. Более того, в арсенале науки есть хорошо разработанная логика решения проблем, но у неё нет подобной логики постановки проблем. Эта два различных "поля" для научной игры, и смешивать их нельзя, нельзя переносить логику одного поля на логику другого. Философ же пропитан духом вопрошания, и этим он может обогатить науку. Таким выводом закончил свою лекцию А. М. Дорожкин.