Эксперт рассказал участникам Школы о своем богатом опыте внедрения, развития и введения в программу университета принципов проектной деятельности, подробно останавливаясь на конкретных методиках, а также рассуждая о необратимых изменениях всей системы преподавания. В частности, Денис Козулин описал мотивацию для разработки проекта как способа обучения:
- К нам приходят ребята из поколения Z, с ними нужно как-то жить, направлять их и воспитывать. Очень много исследований о том, что у ребят нет долгосрочных трендов, они планируют жизнь на короткую дистанцию, у них огромный поток информации, мир меняется постоянно, предугадать далеко — невозможно. Например, никто не подозревал, что мы поменяем мышление из-за пандемии. Эти ребята подготовлены к таким изменениям лучше, чем мы. Преподаватель не может быть для них безусловным авторитетом. Им сложнее доверять человеку с установкой “вы будете теперь слушать только меня”. Их ценности более артикулированы. Если раньше можно было призывать студента: “Закончишь университет и будешь иметь хорошую карьеру”, — то сейчас студенты понимают, что им сложно готовиться к конкретному рабочему месту. Они потребляют много информации и ищут себя. Ощущая все это, мы не могли не менять подход.
По мнению Дениса Козулина, высшее образование — тот самый социальный институт, который дает возможность студентам попробовать себя в разных направлениях, прежде чем выйти в большой мир: не бояться начинать все заново, кардинально менять траекторию обучения, как следствие — будущую профессию. Кроме того, эксперт подтвердил важность и актуальность, пожалуй, самой яркой тенденции для изменения системы образования — переход к ориентированности учебных программ на студента. Денис Козулин заявил:
- Внутри этой программы все построено так, чтобы ребята самостоятельно понимали, какова их траектория в этой программе, что поможет им получить то, что им самим нужно. Мы выстроили не прямой трек, а много элементов выбора. Прежде чем по-новому общаться со студентами, мы постарались уйти от субъект-объектных отношений. Студент имеет право говорить свое слово, он должен быть выслушан, а в полемике должен прийти к выводу, устраивающему всех.
Директор Института химии и экологии Вятского государственного университета уверен, что проектная деятельность для студента также является способом сильного вовлечения в процесс обучения, ведь результатом проекта в случае его успешной реализации становится настоящий продукт, отвечающий на последние запросы людей. Спикер подробно описал, над чем работают студенты ВятГУ:
- Среди продуктов наших студентов — биоразлагаемые маски взамен полипропиленовых, спрей против скольжения на гладких поверхностях вроде плитки в зимний период, экологические настольные игры. Ребята пробуют себя в продажах, у авторов проектов есть несколько онлайн-магазинов, некоторые стартапы успели уже распасться, прожив весь путь компании, — в таких ситуациях взрослые с нуля набивают шишки и теряют средства, а эти ребята получают какой-то опыт перед выходом в мир.
Образовательная платформа "Юрайт" выражает благодарность Денису Козулину за участие в Летней школе преподавателя и за положительную оценку ее работы!