Они смотрят на окружающий мир несколько необычно и свой субъективный взгляд по-своему выражают в художественных образах, ибо у каждого художника картина мира и её образное воплощение уникальны, неповторимы. Они как камертон, на который настраивается всякий, кому дано прикоснуться к музыке-жизни.
Перед премьерой
Олег Богаев, главный редактор литературно-художественного журнала «Урал», преподаватель Театрального института (Екатеринбург), автор пьесы «Марьино поле» и одноименного спектакля, который с успехом идет в Кировском драматическом театре, – из той плеяды избранных. Известный и успешный драматург.
В прошедшую пятницу он стал гостем просветительского проекта ВятГУ «Лекции в Политехническом». Приезд драматурга совпал с премьерой нового спектакля Кировского драматического театра по его пьесе «Пикассо». Специфика деятельности Олега Богаева серьезным образом повлияла на характер и содержание встречи. В итоге лекция на тему «Кому и зачем нужен Художник в современном мире?» вышла за рамки привычного жанра и превратилась в творческую встречу.
Про человека
Впервые город Киров Олег Богаев посетил в 1993 году, когда Министерство культуры организовало семинар для российских драматургов в Театре на Спасской.
– Помню первое впечатление от города у меня такое: это Россия. Глубинная Россия. Музей Александра Грина, вдохновляющие разговоры о театре…
…За тихим голосом, неторопливым рассказом об искусстве, времени и о себе открывалась полная ярких событий, путешествий, встреч, раздумий и переживаний творческая жизнь драматурга…
Подчеркивая свою почвенническую принадлежность к уральской школе Николая Коляды, Олег Богаев сделал акцент на теме человека.
– То, что в нас откликается эмоционально, то мы и называем почвой. О человеке вся история. Это корневая вещь. И пьеса «Пикассо» про человека. Если нет в искусстве человека, оно бессмысленно. Бессмысленно любое формотворчество без человека. Именно человека волнует самый важный вопрос: для чего мы живем? И театр пытается дать ответ на этот вопрос разными способами.
О современном искусстве
– У меня такое впечатление, что смысл современного искусства – дать молотком по голове. Это самый короткий и простой путь. Я считаю, искусство должно созидать, но не разрушать. А современное искусство часто занимается демонстрацией хаоса, что противоречит живой сущности искусства как гармонии.
– Поскольку я человек воцерковленный, то в моей душе постоянно происходит конфликт бога и дьявола. Художнику крайне важно чувствовать конфликт. Я должен пропускать через себя и свет, и тьму, чтобы попытаться приблизиться к истине. А истина – в ответе все на тот же вопрос: "В чем смысл жизни?"
Про художника
– Художник – это глобальная опечатка, глобальная ошибка природы. Он не такой, как все. Хотя каждый из нас – творец. Но не каждый истекает звуками или красками. В сложившемся понимании художник (в отличие от обычных людей) способен отбирать самое главное, жить и работать на опережение времени.
– Кто такой художник? Кто я? Мы все с вами в определенной степени «художники», только не все «дощли» до письменного стола, мольберта, сцены… В России художнику жить невероятно свободно! Нигде нет такой свободы, как в России.
– Был ли Эйнштейн художником? Безусловно. Его творчество – это абсолютный прорыв. Настой новизны. В этом смысле ученые тоже художники, потому что они не только ставят вопросы, но и предлагают пути движения к истине.
Отвечая на вопрос о влияниях (в частности, зарубежных драматургов), Олег Богаев ответил кратко:
– На нас всех влияет всё, даже сериалы! Беккет – один из любимых моих авторов, как и Ионеско.
– Когда мне было всего 15 лет, я открыл для себя Андрея Тарковского. Это было полное проникновение в тебя, его фильмы. Полное эмоциональное растворение.
– Настоящий художник должен быть обращен к себе самому. Ты ставишь вопросы, прежде всего, для себя, пытаешься решить проблемы, волнующие тебя. Мои проблемы с проблемами других похожи и, возможно, пройденный мною путь будет кому-то полезен. Я так думаю.
– В своё время Евтушенко на мой вопрос: что мне делать? Для кого писать? – ответил: «Пиши для себя, про себя, о себе».
Про театральные пьесы
На встрече с Олегом Богаевым был задан вопрос, связанный с его отношением к режиссерским решениям пьес:
– Надо понимать, что пьеса – это только материал. Лучшими пьесами я считаю маленькие трагедии Пушкина. Они так и называются: «пьесы для чтения».
– Театр – искусство сиюминутное. Но остается текст. Текст остается. При всех режиссерских интерпретаций, которые, конечно же, не похожи одна на другую, у меня есть надежда (может быть, наивная!), что мои пьесы будут не только жить в форме спектаклей, но их будут читать.
PS. В тот же вечер состоялась предпремьера спектакля «Пикассо». И тогда, и на следующий премьерный вечер она была принята зрителями тепло, с признательностью автору в знак серьезного, глубокого, умного разговора о любви, жизни и смерти.
Наталья Поспелова,
руководитель проекта «Лекции в Политехническом»