За 12 лет своего существования он стал популярным и востребованным форматом среди студенчества города Кирова, простых горожан, представителей бизнес-сообщества, властных структур, общественных организаций. Аудитория на этот раз собрала более двухсот человек – настолько актуален интерес к истории и её научной интерпретации.
Благодаря рекомендации Марии Бутиной, депутату ГД от Кировской области, гостем финальной в уходящем учебном году встречи стал Николай Пархитько (Москва) – лектор Общества ЗНАНИЕ, постоянный эксперт Первого ТВ-канала (в рамках проекта "Куклы наследника Тутти"), кандидат исторических наук, доцент Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН).
В лекции на тему «1945. Дрезден в руинах. Кто спасет Дрезденскую картинную галерею?» военный историк рассмотрел, прежде всего, истинные последствия бомбардировки столицы Саксонии.
Позиция «истинные» для меня принципиальна, поскольку она противостоит подходу современных немецких исследователей, сознательно занижающих потери среди гражданского населения и демонстрирующих откровенный ревизионизм собственной истории.
В 2025 году исполнится ровно 80 лет с момента бомбардировки союзниками Дрездена. Вопрос: почему до сих пор одно из самых трагических событий Второй мировой войны притягивает исследователей? – стал главным. Используя собственную методологию исторического исследования (она междисциплинарная, синтезирует минимум 11 научных подходов смежных дисциплин), Наколай Пархитько раскрыл в ходе лекции основные сюжеты предложенной темы. Из лекции и презентации стало ясно, что реально погибшее при пожаре гражданское население исчисляется огромной цифрой – от 150 до 220 тысяч человек (от последствий термических ожогов или иных травм) и что главной причиной, по которой западные союзники СССР (Великобритания и США) решили осуществить одну из самых разрушительных воздушных атак на город в истории человечества, стала впервые примененная технология массового уничтожения гражданского населения с помощью авиации и невиданной ранее силы бомбового разрушения с последствиями, среди которых были и культурные объекты – здание знаменитой Дрезденской оперы и не менее знаменитая во всем мире Дрезденская картинная галерея.
Что касается Дрезденской галереи, надо сказать, немцы заранее вывезли шедевры галереи на юго-восток города. Эвакуация проходила не по-немецки спешно, топорно, грубо. Картины просто заворачивали в бумагу, грузили в машину, а затем банально сбрасывали в шахту, где они и были обнаружены советскими солдатами. Свой подвиг в этом смысле совершил сапер (в гражданской жизни искусствовед), капитан Леонид Рабинович. Советские солдаты для бОльшей сохранности коллекции соорудили спусковой механизм, благодаря которому 95% шедевров не погибли, а позднее, в течение 10 лет, были отреставрированы за счет средств советского государства и возвращены.
Автор лекции подчеркнул мысль о том, что в последнее время с немецкой стороны благодарности за это не слышно. Звучат только одни претензии к России относительно того, что «мы всем всё должны».
Надо понимать (и я ответственно об этом заявляю), что в разрушительном пожаре Дрездена в 1945 году от топливных бомб не выжил ни один бумажный носитель – будь то паспорт или городская книга учета жителей.
В завершении лекции Николай Пархитько вернулся к вопросу: почему немецкие историки идут по пути занижения потерь в той бомбардировке?
Немецкие историки действуют из соображений политической конъюктуры, исходя из НАТОвской европейской солидарности. Не дай бог припомнить англичанам, что они город заживо сожгли, а американцы всё спланировали – это как-то нехорошо. У них в ключевой повестке сегодня одно – понять, простить, забыть и жвачку жевать.
В интерактивной части встречи вопросы слушателей касались как фактологических уточнений, так и связи той истории с современной ситуацией в мире. Один из них касался причины массовой бомбардировки Дрездена союзными войсками:
Перед союзниками (англичане, американцы) стояла задача – показать русским, на что способна стратегическая бомбардировочная авиация – главный инструмент будущих войн. Никому не нужно было, чтобы русские в то время зашли в тихий, спокойный город и получили столицу Саксонии в нетронутом виде. Та же мотивация, кстати, была в Хиросиме и Нагасаки – напугать Сталина и испытать атомную бомбу.
Искажение истории превратилась в последние десятилетия в своего рода оружие массового информационного поражения. Страны т.н. «коллективного Запада», исторически преследующие цель ослабления (или «сдерживания», как они предпочитают это называть) России, не гнушаются даже самыми примитивными приемами псевдоисторической пропаганды, нанося удар по самому ценному ресурсу современной России – ее исторической памяти. На примере Дрезденской трагедии Николай Пархитько рассмотрел один из таких эпизодов, дал аргументированные ответы на вопросы, тем самым, устранив ряд «белых пятен» в истории Второй мировой войны.
Ссылка на видео: https://rutube.ru/video/45ab366e8a36e046c213d3beed220c36/