В рамках конференции состоялось заседание Рабочей (экспертной) группы по профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся в образовательных организациях высшего образования из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и содействию в трудоустройстве инвалидов-выпускников.
Заседание открылось выступлением руководителя отдела методических разработок и повышения квалификации РУМЦ ВятГУ Натальи Булдаковой. Докладчик представила участникам программу обучения кураторов учебных и производственных практик (представителей работодателей) по взаимодействию с обучающимися инвалидами, в том числе с применением дистанционных технологий.
Программа разработана совместными усилиями рабочей группой сети РУМЦ. Руководитель рабочей группы отметила, что формирование дополнительных профессиональных компетенций у кураторов практик происходит в процессе изучения трех модулей:
- Основы инклюзивного образования и трудоустройства лиц с инвалидностью.
- Особенности организации образовательного и производственного процесса для обучающихся с инвалидностью, в том числе с применением дистанционных технологий.
- Организация практик для обучающихся с инвалидностью, в том числе с применением дистанционных технологий.
Разработанные видео-учебно-методические материалы по всем компонентам программы (лекциям и практическим занятиям) способствуют ее реализации с применением дистанционных технологий.
По словам Натальи Булдаковой, применение разработанной программы обучения должно увеличить количество кураторов практик, обладающих компетенциями, необходимыми для эффективного взаимодействия с обучающимися-инвалидами, и организаций, готовых принять на практику инвалидов, а также показатель трудоустройства выпускников с инвалидностью.
Основным показателем результативности программы повышения квалификации кураторов практик является удовлетворенность обучающихся с инвалидностью качеством организации практики. В целом, формирование у кураторов практик профессиональных компетенций в области осуществления взаимодействия с обучающимся с инвалидностью в процессе организации практики, в том числе с применением дистанционных технологий, повышает доступность и качество высшего образования для лиц с инвалидностью, -
отметила Наталья Булдакова.
Программа была высоко оценена руководителем рабочей (экспертной) группы по профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и содействию в трудоустройстве инвалидов выпускников основных образовательных программ высшего образования при Министерстве образования и науки РФ Натальей Починок и поддержана всеми членами этой группы.
Проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ Константин Бажин представил участникам конференции результаты аналитического исследования по внедрению цифровых сервисов в инклюзивное высшее образование.
Для проведения исследования были отобраны 22 вуза-партнера сети РУМЦ и 670 электронных обучающих курсов. Константин Сергеевич рассказал о том, как часто вузами используются цифровые сервисы в обучении инвалидов, какие платформы чаще всего применяются для организации электронных курсов и обозначил точки роста в области внедрения цифровых сервисов в инклюзивное высшее образование.
Во второй части своего выступления Константин Бажин привел результаты анализа 126 курсов, которые оценивались с точки зрения содержания, качества, контента, наличия адаптивного дизайна, мобильного приложения и инструментария для слабовидящих. Анализ курсов показал, что большая часть – 93 % - имеют минимальный набор входных требований, но очень многие слабо адаптированы для обучения лиц с инвалидностью.
Среди лучших практик Константин Бажин выделил онлайн-курс «Основы личностного роста (для лиц с ОВЗ)», разработанный Уральским федеральным университетом. Данный курс направлен на формирование гармоничной личности, адаптированной к социальному взаимодействию в высшем учебном заведении. Курс рассчитан на лиц с ограниченными возможностями здоровья, отдельное внимание уделяется психологическим особенностям обучающихся с различными нозологиями.
Завершая выступление, Константин Сергеевич обозначил направления, в которых сегодня должно развиваться внедрение цифровых сервисов в инклюзивное образование:
Прежде всего, необходимо обеспечить соответствие онлайн-курсов принципам универсального дизайна. Второе – это, конечно, дефицит адаптированных курсов по некоторым образовательным программам, а также по магистратуре, аспирантуре и дополнительному образованию. Курсы должны закрывать всю линейку образовательных программ и все ступени подготовки.
Сегодня у среднего преподавателя нет специальных компетенций для обучения студентов с инвалидностью, и в этом отношении качественным шагом стало бы создание программного обеспечения, которое в автоматическом режиме адаптировало бы учебные курсы в удобную для студентов с инвалидностью форму восприятия.
И самое важное, если мы рассчитываем на кратное увеличение адаптированных онлайн-курсов, то необходимо синхронизировать финансовые ресурсы федеральных министерств, институтов развития и университетов. Считаем, что Минобрнауки России в кооперации с РУМЦами должны возглавить эту работу!