Интернет-газета

Разговор на публике о субъективном реализме музыки с Еленой Денисовой

  • 4 апреля 2022, 11:07
  • Автор: admin
  • Просмотров 2159

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

30 марта 2022 года в Точке кипения ВятГУ в рамках просветительского проекта «Лекции в Политехническом» перед слушателями с произведениями для скрипки-соло и увлекательным разговором о музыке, музыкальном исполнительстве и о себе выступила выдающаяся скрипачка, лауреат международных конкурсов Елена Денисова (Россия-Австрия)

Я раб композитора

Всё было необычно в тот вечер: и время проекта (19.00), и формат, и «разговор на публике». В первой части творческой встречи слушатели попали на настоящий камерный концерт. То, что он состоялся в зале, бывшем когда-то концертным залом городской филармонии, подсказало идею о возрождении музыкальных вечеров в пространстве Точки кипения.

 

Во второй части гостья из Австрии, приехавшая в Киров по приглашению известного звукорежиссера М. Мамонова.

Комментируя тему субъективизма музыки и жизни, Елена Денисова подчеркнула:

– Я убежденно и охотно называю себя рабом композитора. Я никогда не пыталась импровизировать, дирижировать, я вижу перед собой ноты и сразу же попадаю в ту самую реальность, от которой мы, исполнители,  никуда уйти не можем. Я не придумываю текст и следую за ним. Но дальше наступает субъективная оценка этой реальности. У меня она своя. Недаром существуют такие разнообразные трактовки произведений. Считаю, что исполнитель не просто интерпретирует произведение композитора, но в определенном смысле вступает с ним в сотворчество. Без интерпретатора нет музыки, она мертва.

«Скрипка и немножко…»

Скрипка Елены Денисовой пела, дышала, размышляла, воодушевлялась с выразительностью всех оттенков смыслозвука, свойственных произведениям И.С. Баха и Ф. Крейслера, исполненных в прелюдийной части к разговору. По стилю исполнения, общения со слушателями и по искренности, смелости ответов на вопросы стало понятно: Елена Денисова – это человек-энергия, которая искрилась не только в исполняемых произведениях, но и в рассказе о жизни, музыке, о себе.

– Я была обречена заниматься на скрипке благодаря моему дедушке, который очень любил этот инструмент. Сначала я занималась у частного педагога – О.Г. Дуловой, потом взрослые посчитали, что я создана для сцены, отдали меня в 6 лет в ЦМШ при Московской консерватории,  обучаясь в которой я выиграла конкурс Концертино-Прага и, окрылившись этим событием, решила продолжить путь профессионального музыканта и поступила в Московскую консерваторию в класс В. Климова. Если бы я не была скрипачкой, я точно была бы актрисой. Сцена – моя жизнь! Выбора у меня не было – я должна была стать скрипачкой.

– Я долгое время играла на очень хорошем инструменте, который  приобрел дедушка ещё за 10 лет до моего рождения. Если скрипка – продолжение твоих рук, она должна соответствовать твоим рукам и твоему внутреннему посылу – как ты слышишь звук. Мне было совершенно все равно, кто её мастер, как она называется до того момента, как я познакомилась с выдающимися музыкантами Олегом Каганом и Наталией Гутман. Олег Каган, к моему счастью, согласился со мной бесплатно заниматься. Но самое интересное здесь то, что Олег влюбился в мою скрипку – старинный французский вильём. А я влюбилась в его скрипку! Что было дальше? Вы можете себе представить? – мы просто поменялись инструментами. С этой скрипкой Олега я абсолютно сливаюсь воедино, я её обожаю.

О музыкальных конкурсах

Большой интерес у гостьи вызвал вопрос о её отношении к музыкальным конкурсам  с точки зрения их соотнесенности со спортивными соревнованиями и необходимости для карьеры исполнителя. И те, и другие измеряются в баллах.

– Вопрос этот очень существенный и болезненный, что является еще одним  доказательством, как мы субъективны в нашем музыкальном реализме. Я сама принимала участие в восьми конкурсах. У меня не было ни разу ни одной первой премии. В то время те, кто ее не имел, были никто. В Госконцерте я постоянно слышала: «Девочка, куда вы? У нас первые премии в очереди стоят…» Этот момент очень горький. Я не имела ни одной зацепочки, чтобы получить турне за границу, потому что была лауреатом только второй и дважды третьей премий. Что плохо в этом важном для исполнителя деле? Истинные таланты, самородки, личности не вписываются в рамки конкурсных оценок. Поэтому бывает так, что человек играет очень хорошо, но в целом по установленным критериям он не проходит. Балльная система, на мой взгляд – это ошибка природы. Но без конкурсов нет человека на сцене, это правда. Это важная ступень в карьере музыканта.

Про Австрию и слушателей

– Однажды мой муж, Алексей Корниенко (лауреат международного Рахманиновского конкурса) мне сказал: «У нас здесь нет перспектив». Это стало сигналом к отъезду. !4 февраля 1990 года (число 14 я выбрала не случайно – это день моего рождения, для начала) я улетела в Гамбург и сразу там получила работу в оркестре. Она меня ничуть не порадовала. Просто муж сказал «Поезжай и найди работу». Уже позднее я выиграла конкурс на место концертмейстера в оркестр театра Клагенфурта. Так мы оказались в Австрии, где я получила бессрочный контракт.
В это же время, когда мы устроились на работу в Австрии, распался Советский Союз. Как только мы получили австрийское гражданство, мы сразу же переехали в Вену, которая мною воспринималась как некоторое подобие потерянной Москвы.

– Слушатели в Европе и России отличаются друг от друга очень. Это разные планеты. Но у каждой страны – свои традиции. Для меня российская публика – самая любимая, потому что она самая требовательная. Публика в Австрии считает себя образованной. Она знает, как зовут Шуберта, когда умер Моцарт и на каком кладбище похоронен Бетховен. Но, в моём понимании, это абсолютно нулевые знания, которые ничего не дают для того, чтобы чувствовать и воспринимать музыку подкожно.
Вот характерный пример. В отличие от русских слушателей, австрийская публика не покупает программки – экономит на всём. Организуя фестивали, мы как раз стараемся дать максимально подробную информацию о предстоящих концертах и произведениях. Это о чём говорит? О том, что публика в Австрии ужасно поверхностная, иногда просто бестактная.

– Мне важно, чтобы меня слушали. Я потрясена сегодня количеству молодых людей в зале и тому, как вы слушаете!

В заключении творческой встречи был исполнен еще один фрагмент из сонаты соль-минор для скрипки-соло И.С. Баха.

 

…«Скрипичные речи» Елены Денисовой были дослушаны под аккомпанемент аплодисментов благодарной публики, которая получила эмоциональный заряд от энергии незаурядной личности, от прекрасной музыки и одухотворенного исполнения. Когда рождаются такие сильные эмоции, тогда и возникает коллективное ощущение ценности музыки для формирования гармонии в себе и вокруг.

 

#ЛекциивПолитехническом  #ВятГУ  #МыФормируемБудущее   #ГармоничнаяЛичность  #Приоритет2030

Версия для печати