Интернет-газета

Петр Щедровицкий: «Никого и ничему научить нельзя. Можно только помочь научиться»

  • 12 февраля 2014, 15:10
  • Автор: admin
  • Просмотров 17012

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

В ВятГУ проанализировали роль и место образования в системе разделения труда

Более 400 человек – сотрудники Вятского государственного университета из числа административно-управленческого персонала, профессорско-преподавательского состава, а также приглашенные гости из Правительства региона и Управления образования Кировской области приняли участие в двухдневном семинаре-тренинге  философа и методолога Петра Щедровицкого. Встреча  была посвящена проблематике промышленного развития, формированию новых требований к системе подготовки кадров и образованию.

 

  

  

 

Для справки: 

Петр Георгиевич Щедровицкий является консультантом по вопросам пространственного развития, региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров. Президент Института развития им. Г. П. Щедровицкого, член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад», член Экспертного Совета Правительства РФ. В период с 2000 по 2005 годы являлся советником Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе по вопросам стратегического развития.

 

Свою первую лекцию из цикла «Университетское образование в контексте нового этапа углубления разделения труда» Петр Георгиевич посвятил историческим аспектам формирования новых технологических платформ в контексте увеличения глубины разделения труда.

«Технологическое разделение труда является результатом специально организованного мышления по операционализации и усложнению деятельности того или иного типа. Оно увеличивает ее производительность, снижает себестоимость единицы продукта и повышает уровень зарплаты. Оно определяется развитием инструментов и достигнутым ранее уровнем специализации деятельности и человека».

Ярким примером, подтверждающим концепцию, стали размышления по созданию Генри Фордом системы разделения труда при выстраивании производства автомобилей в начале XX века. При этом, гораздо более важным с позиций разделения труда выглядит, по мнению автора, не просто создание конвейерного производства, а внедрение данной концепции на всем технологическом цикле жизни продукции: от появления замысла, проекта, производства комплектующих, сборки автомобиля и создания первой сети технического обслуживания. Итог – автомобиль стал доступен не только к приобретению для лиц среднего класса, но и к обслуживанию в течение эксплуатации.

Лекции затронули системы вертикальных и горизонтальных связей в системе разделения труда, которое, в настоящее время оказывает свое влияние на инновации.

«Инновациями становятся только те научные открытия и изобретения, которые меняют систему разделения труда. Сами по себе научные открытия и изобретения не являются инновациями. Изобретение новых инструментов и материалов (например, паровой машины, двигателя внутреннего сгорания, конвейера), формирование из них «пакетов» (например, технологической платформы автомагистрали и дорог с твердым покрытием) стимулирует, а их отсутствие – ограничивает увеличение глубины разделения труда».

 

  

 

Философ и методолог Петр Георгиевич Щедровицкий попытался связать воедино разные, но связанные друг с другом технологические процессы, происходящие во всем мире и влияющие на рост спроса на обучение и подготовку кадров.

Именно разделение труда и увеличение его глубины является источником экономического роста, процветания и богатства города, региона и страны, отметил лектор.

Создание новых технологий и формирование из них технологических платформ является фактором, который при его наличии стимулирует (а при отсутствии – ограничивает) увеличение глубины разделения труда. Сегодня складывается новая технологическая платформы третьей промышленной революции, которая создает новые требования к людям, коллективам и деловым сетям, а следовательно – и к образовательным учреждениям.

Что касается системы образования, по мнению Петра Георгиевича, она не идеальна во всем мире. Все страны испытывают трудности, которые состоят в том, что достаточно быстро меняется пакет технологий, определяющих нашу жизнь на следующие 50 лет. К освоению этих технологий не готовы ни обычные люди, ни институты подготовки кадров и образования.

«Дело не в системе вузовского образования. Образование  – это заемная отрасль. Для того чтобы научить химии – должна быть химия, для того чтобы научить информационным технологиям – должны быть информационные технологии. Невозможно образованию за все эти отрасли придумать их следующий шаг технологического развития. Требовать этого от системы образования - странно. Это не их задача. Они не могут в каждой области придумать, что будет завтра. Это должны думать работодатели, проектировщики, исследователи, инженеры-конструкторы и прочие. Если они не помогают высшей школе сформировать модели специалистов будущего, то - что мы требуем от системы образования?»

В заключение второго дня лекции Петр Георгиевич озвучил перед слушателями ряд выводов, которые, по его мнению, вуз должен принять во внимание для дальнейшего развития. Лектор предложил вузу своеобразную «дорожную карту», образ будущего ВятГУ. Ректор университета Валентин Пугач поблагодарил гостя за проделанный титанический труд, подсказки и рекомендации. Валентин Николаевич заверил, что работа по формированию целевых задач для развития университета будет продолжена.

 

Анна Пасютина, Елена Бармина
Фото: Евгений Фофанов

Версия для печати

На Форуме ВятГУ открыта тема
для обсуждения семинара-тренинга
Петра Георгиевича Щедровицкого.

Приглашаем преподавателей, сотрудников
и студентов ВятГУ принять участие
в обсуждении идей, которые были высказаны лектором.

СМОТРЕТЬ >>