В связи с созданием в регионе опорных школ, призванных стать локомотивами системы образования Кировской области, актуализировалась проблема обновления практики работы школы. Для ее решения требуется теоретическая поддержка со стороны научного сообщества. Ученые ВятГУ активно включились в работу и осуществляют педагогическое сопровождение профессиональных команд образовательных организаций.
В марте и апреле прошли проектировочные мероприятия по формированию педагогических команд. Представим их результаты.
«Научный руководитель + Педагог-методист = Опорная школа как методический центр муниципальной системы образования»
Разработка и апробация модели методической работы опорной школы происходила под научным руководством профессора кафедры педагогики Ольги Коршуновой и доцента кафедры педагогики Ольги Селивановой. В ходе проведения рефлексивных научно-методических семинаров ученые вели корпоративное обучение педагогов по следующим категориям: педагог-мастер, педагог-новатор, педагог-методист. В семинарах приняли участие педагоги из средней школы пгт. Верхошижемье им. И.С. Березина, основной общеобразовательной школы с. Мякиши Верхошижемского р-на, средней школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Афанасьево.
На базе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г. Котельнича давно и успешно работает региональная инновационная площадка ВятГУ. В марте этого года была создана еще одна педагогическая команда, в которую вошли школы города и Котельнического района. Проведенный доцентом Ольгой Селивановой интерактивный научно-методический семинар для педагогов дал возможность осмыслить проблемы формирования у школьников мыслительных операций, навыков речевой деятельности на основе их интеллектуального развития.
Профессор Ольга Коршунова стала инициатором проведения на базе средней школы пгт. Верхошижемье им. И.С. Березина курсов повышения квалификации педагогов Юго-Западного образовательного округа по теме «Метапредметные результаты: средства формирования, системы оценки, значение в образовательном процессе».
«Ученый + Педагог-исследователь = Единое методическое пространство школы»
В этом направлении были созданы педагогические команды на базе средних школ № 56 и № 48 г. Кирова, 5 команд на базе образовательных организаций Сунского района, команда гимназии г. Слободского.
И снова научно-методическое сопровождение данных команд осуществляли ученые ВятГУ в ходе проведения научно-методических семинаров, конференций, сопровождения исследовательской работы педагогов.
Идея по созданию педагогических команд получила поддержку на заседании окружного Координационного совета по переходу на ФГОС общего образования, в котором участвовали руководители и заместители руководителей школ г. Слободского, Слободского, Белохолуницкого и Нагорского районов, специалисты министерства образования Кировской области.
«Преподаватель + Руководитель ДОУ = Единое нормативно-правовое пространство ДОУ»
На базе Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования города Кирова в рамках курсов повышения квалификации «Менеджмент в дошкольном образовании» были созданы педагогические команды под руководством доцента кафедры педагогики Светланы Быковой, профессора Ольги Коршуновой, доцента кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Светланы Савиновой.
Таким образом, формирование педагогических команд из ученых ВятГУ и педагогов образовательных организаций региона подходит к завершению. Созданные команды уже сейчас начинают деятельность по проектированию и реализации программ предпрофессионального и дополнительного образования для обучающихся школ региона.