Создание условий для получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья остается приоритетным направлением деятельности Минобрнауки России – это подчеркнула заместитель Министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина, выступая на состоявшемся в понедельник заседании Совета Министерства образования и науки РФ по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Одним из вопросов повестки стало обсуждение опыта деятельности ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования. Сеть таких РУМЦ была создана в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 гг. и явилась ресурсом, который вузы могут использовать для повышения доступности и качества обучения лиц с инвалидностью.
ВятГУ стал одним из первых участников проекта: еще в 2016 году на базе Педагогического института была начата деятельность по созданию РУМЦ, а в сентябре 2017 года Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями был открыт. Он стал одним из 16 открытых на базе российских вузов РУМЦ, за каждым из которых закреплена «территория ответственности», в границах которых Ресурсный центр организует масштабную и разноплановую деятельность по повышению доступности высшего образования для лиц с инвалидностью. Для ВятГУ такой территорией стали Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, Башкортостан и Оренбургская область: именно в этих субъектах РФ специалисты Опорного университета проводят консультации; осуществляют мониторинг состояния инклюзивного образования в вузах, его методическое и ресурсное сопровождение; обеспечивают повышение квалификации специалистов; занимаются проблемами профориентации и трудоустройства инвалидов.
Опыт РУМЦ ВятГУ был признан не просто положительным, а успешным, достойным изучения и внедрения в других регионах – курирующему данное направление деятельности проректору по стратегическому развитию и проектной деятельности Константину Бажину было предложено поделиться им на заседании Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Вместе с коллегами из Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина и Новосибирского государственного технического университета, РУМЦ которых были также отмечены в числе лучших, Константин Сергеевич вошел в число содокладчиков директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, выступившего по вопросу развития ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования.
В ходе обсуждения было принято решение продолжить реализацию мероприятий по развитию ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования: успешный пример ВятГУ стал убедительным подтверждением правильности выбранного курса!