Педагогические способности Павла Горева проявились еще в годы учебы в Опаринской средней школе. Подростку прекрасно давались практически все предметы, но особенно математика. Когда в старших классах началось распределение по специальностям УПК, Павлу поступило индивидуальное предложение – стать руководителем кружка по математике у пятиклашек. Павел с радостью согласился. Он рассказал:
Помню свое первое занятие: оно было посвящено шифрам и расшифровкам. Ребятам очень понравилось – в результате кружок работал в течение всего учебного года. По сути это и было вхождением в профессию, которую я уже тогда выбрал.
Педагогическая деятельность не была для меня необычной еще и потому, что многие мои родственники работали в школе и вузе.
В результате Павел принял решение стать учителем математики и информатики и в 1996 году, окончив школу с серебряной медалью, поступил в университет на соответствующее направление подготовки.
Павел Горев стал активистом математического факультета. Его творческое начало, лидерские и исследовательские качества раскрылись в полной мере. На третьем курсе Павел явился одним из инициаторов создания факультетской газеты «Октант», выступил ее автором и редактором.
Нас поддержала декан факультета Августа Игоревна Глушкова. Мы выпускали газету раз в две недели в течение долгого времени. Писали новости, рассказывали о людях факультета, брали интервью у ученых, публиковали интересные задачки. Газета пользовалась успехом, ее тираж составлял около 200 экземпляров,
– вспоминает Павел Михайлович.
Издательский талант Павла Горева проявился и в ходе его педагогической практики в школе – нынешнем лицее №21 города Кирова. Четверокурсник стал учителем в шестом классе и так заинтересовал своих подопечных «газетной» темой, что они взялись за издание собственной многотиражки «Пегас». Шестиклассники писали о школьной жизни, интервьюировали учителей – в итоге за полгода было сделано около десяти выпусков газеты.
Павел Горев, педагог по призванию, даже каникулярные поездки в родной поселок превратил в своеобразный педагогический десант.
Нас, опаринских, в вузе училось немало; причем не только математиков. Были физики, филологи, психологи… Как-то, сдав зимнюю сессию, мы приехали в Опарино и пришли в свою школу с предложением провести что-то интересное для ребят. В итоге была подготовлена необычная двухдневная программа – то, что сейчас называется внеурочной деятельностью. Все – школьники, учителя, мы как организаторы – остались довольны,
– поделился значимым фактом профессиональной биографии Павел Михайлович.
По окончании вуза талантливый педагог продолжил работу в лицее № 21 и одновременно стал сотрудником одной из вузовских кафедр. Далее была учеба в аспирантуре, а в 2006 году - успешная защита кандидатской диссертации по дополнительному математическому образованию.
Молодой ученый не собирался почивать на лаврах – он продолжил движение по исследовательскому треку, по пути экспериментатора. Преподавание в университете и лицее, деятельность в межрегиональном центре инновационных технологий в образовании и создание электронного научно-методического журнала «Концепт», работа в Институте развития образования Кировской области – везде Павел Михайлович находил новые возможности для реализации оригинальных, подчас неожиданных, педагогических идей.
Важной частью профессиональной деятельности педагога всегда были разнообразные спецкурсы, авторские кружки для школьников. В лицее №21 по сей день работает кружок «Занятия в музее занимательной науки» для четвероклассников – его П.М. Горев ведет параллельно с учителем физики Татьяной Алексеевной Сысоевой.
Каждое занятие становится мини-проектом. Например, мы занимаемся конструированием геометрических фигур. Вообще всегда есть два момента: задания связаны с математикой и при этом предполагают что-то сделанное своими руками. В результате каждый раз ребята уходят с небольшим готовым продуктом. Они видят конкретный результат своих усилий, получают новые знания и умения, самосовершенствуются. В этом суть любой проектной деятельности,
– пояснил Павел Горев.
Кружковые занятия получили настоящую популярность: сейчас среди 120 учащихся четвертых классов их посещает 75 человек.
Результаты уникального практического опыта отражаются в методических пособиях, среди которых курс «Математические основы конструирования» – именно он был отмечен премией главы региона. Павел Горев уточнил, что ведет эти занятия вместе с коллегами, а сама задумка связана с созданием в лицее инженерного класса.
Мне хотелось, чтобы это был не просто кружок по математике. Внимание было перенесено на ее применение к жизни, дизайну, инженерному конструированию, к возможной профессии,
– заметил педагог.
Всероссийскую известность получили пособия по развитию креативного мышления. Снискавшие популярность книги о Совенке написаны в соавторстве с Вячеславом Утемовым. Они также вышли из опыта реальной деятельности, в частности проведения авторских эвристических олимпиад. Сейчас жанровый спектр изданий расширился: помимо традиционных книг, есть и комиксы, и карточки с картинками и сказками. Все они носят ярко выраженный инновационный характер, вызывают огромный интерес детей и педагогов.
В 2017 году «школьная» и «вузовская» линии профессиональной жизни Павла Горева соединились: на площадке лицея была создана базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик Педагогического института ВятГУ, а сам Павел Михайлович возглавил ее. Ключевой задачей нового структурного подразделения стала организация и проведение педагогической практики студентов, в частности проектно-технологической на втором курсе и общественно-педагогической на третьем. К работе со студентами педагогического направления подготовки подключаются учителя из образовательных организаций города и области. Для Павла Михайловича это принципиальный момент, убеждение: будущих педагогов должны учить педагоги действующие, знающие школу не понаслышке, а изнутри. Он констатирует:
Профессиональная компетентность для учителя очень важна. Наиболее правильным вариантом считаю такой, когда человек, ведущий методику, руководящий практикой, сам работает в школе. Ведь школа – это очень живая, динамичная система. Она изменяется буквально на глазах. Меняются дети, сейчас у них другое мышление. То, что можно было использовать в работе с ними вчера, сегодня не годится. Приходится находить другие «хитрости» и приемы.
Этот подход идеально встраивается в новую модель педагогического образования, стартовавшую в ВятГУ в Год педагога и наставника и перекинувшую мостик в наступивший 2024-й – год 110-летия высшего педагогического образования на вятской земле. Павел Михайлович Горев – незаменимый участник вузовской команды педагогов, блестящий профессионал, умеющий работать на опережение.
В завершение разговора собеседник резюмировал, в чем для себя видит значение поиска, эксперимента и новаторства, давших название конкурсной номинации:
Эти слова являются определяющими в моем профессиональном выборе, в профессиональной деятельности. Спасибо Любови Дмитриевне Кожевниковой, директору лицея №21, и Галине Ивановне Симоновой, директору Педагогического института ВятГУ, за то, что дают мне возможность развернуться, поддерживают введение инноваций.
Я нахожусь в постоянном поиске свежих идей, в педагогическом эксперименте, апробации новых курсов.
Хочется многое сделать, реализовать все задуманное.
#ВятГУ #ЛюдиВятГУ