Одним из центральных событий двухдневного интенсива стала встреча с московским театроведом, драматургом, режиссером и педагогом ГИТИСа Александром Висловым.
Как поставить спектакль на основе архивных данных, мемуаров, интервью, материалов прессы, писем и дневников? Кому и зачем это нужно? Эти вопросы стали основополагающими для гостя, ответы на которые он дал в лекции «Интерпретация документальных текстов в современном театре», прочитанной в рамках университетского проекта «Лекции в Политехническом».
Приводя различные примеры, А. Вислов прочел краткий экскурс в историю театра с позиций формирования столь актуального феномена, как документальный театр. В постсоветском театральном пространстве этот жанр (и, возможно, «философия») стал влиятельной и востребованной технологией.
- Театру всегда хотелось иметь отношение к реальности. Взять хотя бы такой пример из античности: в спектакле по пьесе Фриниха «Падение Милета» о захвате малоазийского города Милета войсками персидского царя Дария I, когда от кровавых событий, происходивших в спектакле, люди плакали. О чем это говорит? Это говорит о том, что театр – сильнейшее из искусств. В театре толпа превращается в нацию.
А. Вислов поделился своим пониманием, что такое документальный театр. Главная идея заключается в актуальности отражения действительности художественными средствами, будь то свидетельский, биографический, исследовательский театр, театр факта и т.д.
- В жизни всегда есть место неблагополучию, несправедливости, о чем надо говорить, и театр это делает с большой степенью убедительности и эмоционального воздействия.
Моментов интересных в лекции было немало. Чего только стоит показанный фрагмент из спектакля «Hate Radio» с финальным приговором прокурора «Всех расстрелять!» - сам по себе претендующий на отдельный разговор.
Дискуссия (по прозвучавшим вопросам и «по умолчанию») развернулась вокруг мысли лектора о том, что город Киров – родина городского вербатим благодаря спектаклям Б. Павловича. Однако многие помнят, что первые зерна театра.dok были брошены в почву вятского театрального поля гораздо раньше – в 2002 году М. Угаровым и Е. Греминой в реализуемой тогда масштабной программе «Киров – культурная столица Поволжья» (речь идет о спектакле «Война молдаван за картонную коробку», где была использована техника вербатим - техника монтажа оригинальных текстов и событий из жизни гастарбайтеров). Но, как бы то ни было, приятно было услышать, что Киров здесь оказался на острие модного интерактивного тренда.
То, что документальный театр – это серьезный инструмент изучения истории, можно было убедиться на спектакле «Живой Маяковский», где А. Вислов выступил в нескольких амплуа – автора пьесы, режиссера и актера. Моноспектакль получился сколь оригинальным (в роли Шефтеля Локтева - Сергей Данилевич), столь и дающим повод для размышлений, «подогретый» прекрасной лекцией профессора ВятГУ Н. О. Осиповой «Маяковский: последний бунтарь и романтик».
Помимо «Живого Маяковского» драматург А. Вислов заявил о себе в эскизе спектакля «Дело Кирова», посвященного загадочным обстоятельствам убийства С.М. Кирова. Программа «Механики памяти» включала также эскиз спектакля по пьесе молодого московского драматурга Ю. Поспеловой «Говорит Москва» (режиссер З. Пантелеев) про взаимоотношения Светланы Аллилуевой с ее отцом Иосифом Сталиным – компактный и, конечно же, полемичный синтез документальности и фантазии.
Характерной особенностью интенсива стали зрительские обсуждения (их модерировал художественный руководитель театра Е. Ю. Ланцов) – заинтересованные, искренние, следы которых можно увидеть в отзывах, зрительском голосовании («доработать»/«забыть»), соцсетях.
В целом проект «Механика памяти» удался. Более трехсот студентов, преподавателей и сотрудников (помимо постоянных зрителей драмы) посетили интенсив, выйдя из зоны «шаблонного восприятия» знакомых (или кому-то незнакомых) исторических событий.
Было ли это важным? Абсолютно. Когда театр становится просветительской кафедрой, тогда мы имеем дело с работающим механизмом памяти. Тогда она, память, становится искренней, правдивой заботой о прошлом, создает предпосылки для связи поколений в дне настоящем, рождает новые художественные и интеллектуальные ассоциации.
Наталья Поспелова,
руководитель проекта «Лекции в Политехническом»