Возможно и нужно,
– считает эксперт и бизнес-тренер в сфере управления развитием Максим Осовский (Москва).
Он провёл для коллектива Института гуманитарных и социальных наук ВятГУ двухдневную стратегическую сессию, а также выступил с лекцией в просветительском проекте «Лекции в Политехническом» с темой «Образы будущего и технология графического мышления: от мечты к реальности». И тема лекции, и коллективная работа преподавателей института органично дополнили друг друга. Более того, сочетание лекции и семинара позволило выйти на продуктивный оргформат – по итогам прослушанной лекции и творческой работы получили новые знания с практическим применением.
Слушателей проекта «Лекции в Политехническом» Максим Осовский познакомил с основами технологии графического языка на примере развернутой презентации и содержательных к ней комментариев.
Вопрос первый, не праздный. Зачем планировать будущее? Чтобы быть счастливым и успешным (это личный план). Чтобы повысить производительность труда в будущем и быть счастливым и успешным (это план государственно-общественный и личный вместе взятые).
Вопрос второй, тематический. Что такое графический метод и в чем его суть? Лектор ответил на него, дав развернутый экскурс в историю. Графический метод – это возможность положить на бумагу (нарисовать) график, по которому можно организовать деятельность человека. Он позволяет визуализировать (читай: схематизировать) процессуальное время (читай: деятельность человека).
Считается, что технология графического описания (в Советском Союзе ею занимался Г.П. Щедровицкий – основатель системно-мыслидеятельностной методологии в СССР) существенно повышает уровень организации управления производственным процессом и, в результате, – повышает производительность труда. В начале XX века русский инженер Вальтер Поляков, на основе изученного опыта научной организации труда в Америке, сделал вывод, что именно метод графического описания производственных процессов и управления поставил США на то место, которое они занимают. Джон Стоун, один из идеологов графического описания, вошёл в историю современной инфографики тем, что нанёс в своё время (1854) на карту города колодца в тех местах, где возникали вспышки холеры, и, тем самым, через определение источника, откуда идет заражение, способствовал предотвращению эпидемии в Лондоне.
Вопрос третий. В чем заключается стратегия? На взгляд опытного бизнес-тренера она заключается в том, что каждый работающий в нашей стране должен повышать производительность труда. Актуальность задачи, поставленной ещё в 1920-е годы, сегодня усиливается с каждым днем – особенно для такой сферы, которая ранее не была в фокусе технологии прорисовки/планирования будущего. Речь идет об образовании, в целом, и о высшей школе, в частности.
Мы по-прежнему отстаем от развитых стран. Не реформировав образование, мы никогда не достигнем показателя ВВП: 3-5 миллионов рублей на одного работающего сотрудника/год.
Итогом игровых сессий стало понимание, что совместное прорисовка картины на тему «каким будет институт гуманитарных и социальных наук ВятГУ через 5-10 лет?» вещь полезная, поскольку вовлекает в процесс коллективного видения будущего не одного руководителя, а весь коллектив.
Планировать и управлять можно только собой и своим имуществом, – подытожил свою лекцию и двухдневную сессию эксперт. – Если в системе высшей школы не появится свое имущество, все разговоры о стратегировании окажутся «в пользу бедных». Мы опять перейдем к старому способу планирования – будем ценой невероятных усилий строить атомные реакторы (и таки, их построим!), но богатство народа от этого не увеличится.
Заниматься стратегированием не своего будущего невозможно.
Наталья Поспелова,
руководитель проекта «Лекции в Политехническом» ВятГУ